Схожие заявления делали многие украинские премьеры, правда, впоследствии все происходило наоборот. Кстати, экс-премьер Арсений Яценюк уверен, что его Кабмин был одним из самых лучших за годы независимости.
Чтобы хоть как-то оценить потенциал нового правительства, можно для начала прочитать и проанализировать программу его деятельности. Заодно и заглянуть в программу Арсения Петровича, чтобы иметь более объективное представление, что же ждет украинцев в ближайший год. Надо отметить, что программу Яценюка на 2015 год поддержали 269 народных депутатов. Программу Гройсмана удалось проголосовать с третьей попытки. Это свидетельствует о том, что парламентарии не будут спешить навстречу инициативам нового Кабмина, что значительно затруднит его работу. Поэтому неизвестно, кто кому и что покажет.
Много цифр и европейский вектор
Арсений Яценюк, фото Reuters
В декабре 2014 года Арсений Яценюк на презентации своей программы традиционно для него сыпал цифрами и уже приевшимися украинцам громкими словами: дебюрократизация, дерегулирование и децентрализация. Тогда действующий премьер обещал новую политику управления госсобственности, новую экономическую политику, новую правоохранительную систему и новую антикоррупционную политику. Ключевой момент – подготовка и в "дальнейшем", правда, неизвестно, каком, вступление в ЕС. Этот главный пункт своей программы его Кабмин провалил. Из-за закона об электронных декларациях имущества чиновниками, где была прописана отмена уголовной ответственности за ложное декларирование до 2017 года, Украине отложили введение безвизового режима с ЕС. Так что о вступлении можно забыть. Прежде всего, из-за того, что нашу страну в объединенной Европе воспринимают как очень коррумпированную, что подтвердил, в частности, отрицательный результат референдума в Нидерландах о присоединении нашей страны к ЕС. Поэтому это еще один минус деятельности правительства Яценюка, обещавшего бороться с коррупцией.
Полтора года назад Арсений Петрович, исходя из ситуации на востоке Украины, один из акцентов сделал на усилении национальной безопасности и повышении обороноспособности, в частности, возведении "Европейской стены" для укрепления границы. Был создан известный "Минстець" для усиления украинской пропаганды как в нашей стране, так и за ее пределами – обеспечение иновещания. За год было сделано очень мало, особенно, что касается реформы вооруженных сил. Там по-прежнему царит неразбериха, на многих ключевых должностях "паркетные" генералы, которые без малейшего понятия, как надо планировать и вести военные действия. Постоянные кадровые перестановки только ухудшают ситуацию, поскольку каждый новый начальник начинает все делать "под себя". В то же время украинским бойцам на востоке приходится выкручиваться самим при помощи волонтеров.
Читайте также: Краткий обзор невыполненных обещаний Яценюка
Еще одно из громких обещаний – реформирование системы правоохранительных органов, проведение переаттестации действующего состава сотрудников. Создали Национальную полицию и Государственное бюро расследований, и Национальное антикоррупционное бюро. Радость по поводу появления на улицах новых полицейских быстро сменилась разочарованием. Во-первых, их работа больше похожа на пиар, а во-вторых, их деятельность постоянно сопровождается скандалами. Как-то с назначением главы винницких полицейских, оказавшимся в тесных связях с крымскими сепаратистами. Очень удивляет, как вообще проводился конкурс, если таких очевидных вещей никто не заметил. Не говоря уже о том, что то тут, то там новые полицейские попадаются на старых грехах своих предшественников – взятках.
Бюро расследований и антикоррупционное бюро частично дублируют функции МВД и ГПУ, между ними постоянный конфликт. Хотя эксперты считают, что НАБУ за год сделало много, его руководители ввели первыми электронный документооборот, сути не меняет. С борьбой с коррупцией дела в Украине обстоят слишком плохо. И на Западе это четко видят.
Нет особого прогресса в вопросах дерегуляции и децентрализации. Если в одном месте госаппарат был сокращен, то вместо него появились новые структуры. (тот же "Минстець"). Сокращение контролирующих органов ничуть не облегчило жизнь малому и среднему бизнесу. Если говорить о перераспределении властных полномочий между центром и органами местного самоуправления, то частично на месте действительно стало оставаться больше налогов. Это позволило местной власти более активно решать хозяйственные вопросы. Но при этом многие из этих налогов, к примеру, налог на недвижимость, как правило, не платятся в полном объеме. Снова выходит недофинансирование.
О финансовом секторе можно говорить долго. "Реформа" была сведена к "свободному" плаванию гривны с легкой руки главы НБУ Валерии Гонтаревой. В связи с чем украинцы обеднели в три раза, а рынок черной валюты вырос. Здесь, как говорят, без комментариев.
В чем таки преуспел Арсений Петрович – раздаче субсидий и выделении на это из госбюджета огромных денег – в 2015 году было заложено 24,4 млрд гривен. При этом, как известно, коммунальные тарифы, особенно на энергоносители выросли в разы. Весьма странный подход: с одной стороны, увеличивают "коммуналку", с другой – полностью покрывают ее субсидией. Что называется, а смысл? Впрочем, в действиях Кабмина Яценюка в большинстве пунктов сложно найти смысл.
Ускорить, повысить, обеспечить, внедрить...
Владимир Гройсман, фото КП
Программа деятельности правительства Владимира Гройсмана напоминает документы времен СССР: даешь пятилетку за четыре года. В нашем случае – за год. Какой пункт не возьми (программа состоит из 16 пунктов на 12 страницах) – новый премьер хочет в кратчайшие сроки вывести страну из кризиса, догнать и перегнать. И сделать все очень эффективно. Как и Яценюк, основной задачей Гройсман считает выполнение обязательств, предусмотренных Соглашением об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, Соглашением о зоне свободной торговли, Меморандумом о сотрудничестве с МВФ, коалиционным соглашением и Планом законодательного обеспечения реформ.
Начинает свои реформы Владимир Борисович также с укрепления нацбезопасности и обороноспособности государства. В частности, планирует перейти к новым стандартам функциональной системы ВСУ по примеру НАТО. Идея хорошая, но, учитывая, что армия вся расшатана, ее воплощение под большим вопросом. Анонсированное министром обороны Степаном Полтораком сокращение количества чиновников после переаттестации – уже проходили. На место старых чиновников приходят такие же. Без политической воли ничего не изменится. А скамейка запасных слишком короткая.
Кроме того, в программе Гройсмана даже больше, чем у Яценюка, откровенно популистских положений. К примеру, – обновление власти и антикоррупционная реформа. Обеспечение прозрачности, сокращение админуслуг, электронные технологии и открытые данные. Если верить Арсению Петровичу, то админуслуги уже сокращены, что еще хочет сократить нынешний премьер? Что касается обновления власти, то этим процессом с особым наслаждением руководство страны занимается почти два года. Между тем результат неизменный – коррупции меньше не стало, старые схемы по проворачиванию бюджетных денег сохранились.
На счет открытости, то интересно, почему главу ГПУ не хотят выбрать на открытом конкурсе, мотивируя тем, что такой подход неэффективен? В данной ситуации слишком прозрачный тот факт, что эту должность хочет получить Юрий Луценко. На открытом конкурсе шансов у него мало.
Нынешний премьер собирается завершить реформу органов правопорядка, обеспечить эффективную работу Госбюро расследований. Зачем-то ввести институт детективов (такое впечатление, что смотрит много западного кино) и создать военную полицию. И повысить зарплаты военным и правоохранителям. Иными словами, и далее раздувать штат силовиков, но за большие деньги. Если учесть, что министром МВД остался Арсен Аваков, то результаты, очевидно, будут такими же, как и при Яценюке.
О судебной реформе сложно рассуждать. Пример, как это делал Яценюк (вернее, не делал) – показателен. Ничего не изменилось, а разочарование и недоверие украинцев к судебной системе выросли. Возможно, Гройсман предпримет попытку каких-то кардинальных изменений. Однако для этого нужно иметь стабильную поддержку в Верховной Раде. Коалиция же слишком шаткая, насчитывает 230 депутатов. Если учесть, что для поддержки программы правительства с трудом наскребли голоса, то уже сейчас можно точно прогнозировать, что такая ситуация будет каждый раз. Лишь ухудшится. Так что рассчитывать, что парламент будет дружно голосовать за правительственные инициативы, нельзя. С большей вероятностью судебная реформа провалится.
Новый Кабмин продолжит децентрализацию и проведет реформу публичной администрации. То есть, обеспечит прозрачность работы Кабмина. Пункт – дань новым веяниям и чисто популистский. И совершенно неясно, зачем Гройсману понадобилось вводить новые должности госсекретаря Кабмина и госсекретарей при министерствах. Снова раздувание штата для трудоустройства тех, кто не смог занять более значительные должности. О каком сокращении госслужащих можно говорить. Также, как и Яценюк, Гройсман лишь увеличивает штат.
Читайте также: Программа деятельности правительства Гройсмана
Один из самых популистских пунктов – обеспечение ускоренного экономического развития. Как можно ускорить то, что в каком-то смысле отсутствует. Вернее, находится в перманентном кризисе. Тем более, что военный конфликт на Донбассе не завершен, и неизвестно, когда это произойдет. Украинская промышленность находится в плачевном состоянии. Каким образом за год можно ускорить экономическое развитие – загадка, ответ на которую, скорей всего, не знает и сам Владимир Борисович.
Реформа финсектора – коротко и ни о чем. Гармонизация с директивами ЕС – еще одно красивое, ни о чем не говорящее простым украинцам словосочетание. Впрочем, постепенная либерализация валютного регулирования, которую планирует проводить премьер, говорит о том, что курс гривны по отношению к доллару и дальше будет "плавать" в сторону падения национальной валюты.
Также ничего нового нет в и пункте о реформе сельского хозяйства. Этот сектор реформируют десятки лет. Но поддержки фермеры не чувствуют. Все дорого, прежде всего, топливо, хотя посевная на носу. Никаких поблажек труженикам поля нет, кредиты взять сложно. Везде монополия крупных производителей.
Из нового, чего не было у Яценюка – возобновление территориальной целостности и восстановление Донбасса. Это больше похоже на утопию, чем на реальный план действий. Вернее, один реалистичный момент в том есть – получение средств международных доноров. И уже другой вопрос, что восстанавливать невозможно. Главное – выбить средства и из госбюджета в том числе. А там нужны миллиарды долларов.
В сфере образования – продолжение повышения уровня знаний детей и подготовки учителей и, без чего не проходит ни одна реформа – инновации. Лучше бы увеличили для начала зарплаты, а потом повышали уровень. Тем более, что новый министр Лилия Гриневич, у которой якобы есть реформистские способности, взяла курс на уплотнение – классов до 30 с лишним учеников и сокращение штата. Такой подход мало чем отличается от того, что делал в свое время Дмитрий Табачник, закрывая школы. А к этому все идет. Сложно представить, какой может быть эффект от работы учителя, у которого в классе чуть ли не 40 человек.
Реформа здравоохранения – тоже популизм. Гройсман предлагает обеспечить высокое качество услуг в поликлиниках и оснастить их современными средствами диагностики. Правда, не указал, откуда на это взять деньги, поскольку установить такую аппаратуру надо почти по всей Украине. Однако, очевидно, под этот пункт также будут выделяться средства. Возможность для пациента свободного выбора врача – проходили, когда вводили семейных докторов. Эффект прямо противоположен. Что не понятно, каким образом Кабмин будет внедрять механизм финансовой мотивации врачей: повысив им зарплаты или предложив самим пациентам оплатить услуги. Судя по фразе "о внедрении рыночных механизмов представления услуг", платить будем сами.
Наконец, следуя примеру бывшего премьера, Владимир Гройсман не забыл о простых людях, обещая обеспечить их качественными коммунальными услугами и реформировать жилищную политику. О качестве коммунальных услуг лучше промолчать. Но данный пункт – скорее, обеспечение вступления в силу с 1 июля 2016 года закона об ОСМД.
Эффективная система поддержки социально незащищенных слоев населения – те же субсидии, что и при Яценюке. Вряд ли у Гройсмана придумают что-то другое. К тому же, именно этот подход дает власти максимальную поддержку населения. Что касается соцзащиты – очень размыто, сводится к созданию эффективной системы назначения льгот. Гройсман собирается сократить дефицит Пенсионного фонда и, в отличие от Яценюка, пересматривать повышение минимальной пенсии ежеквартально. Насколько это удастся – вопрос. Без нормально функционирующей экономики, поднимать пенсии будет не из чего. Разве что включить печатный станок, что приведет к дальнейшей инфляции.
Закономерно напрашивается вопрос: чем программа нового правительства отличается от предыдущего Кабмина? По сути, ничем. Разве что, Владимир Борисович хочет в сжатые сроки сделать то, чего до него еще никто не смог сделать. Точнее, и не планирует сильно напрягаться, так же, как это и не дела и Арсений Петрович. Отсюда вывод, что программу писали, исходя из принципов: слыть реформатором, понравится украинским гражданам, получить под нее много денег, но при этом ни за что не отвечать. Если что – все можно списать на народных депутатов, которые провалили голосование. Соответственно, и ожидать качественных изменений не стоит. Произошла больше формальная ротация по политическим мотивам.
Читайте и смотрите интервью с Владимиром Гройсманом:
У меня есть только одно обязательство – перед украинским народом