Нацбанк разъяснил 24 каналу – что это будет за механизм, как он будет действовать, кого и от чего защищать и когда начнет работу. А также – каким именно образом будут учить нас финансовой грамотности.
Читайте также: Почему в Украине выросла инфляция и что подорожало
НБУ предложил к обсуждению Концепцию защиты прав потребителей финансовых услуг. Ею хотят обязать банки и финучреждения давать потребителям понятную и полную информацию о стоимости продуктов и услуг, и основные условия их предоставления. Когда механизм заработает – украинцы смогут сами точно высчитать стоимость услуг. И выбрать себе подходящий вид, например, кредита. За этим будет следить новый орган, созданный НБУ. Но механизм еще не прописан, он на стадии обсуждения. Далее – подробнее.
Что такое небанковские финансовые учреждения
– те, которые осуществляют деятельность по переводу денег и валютные операции.
Первый шаг к внедрению механизма финзащиты НБУ уже сделал – создал отдельное подразделение, которое будет заниматься защитой прав потребителей финансовых услуг.
Чем будет заниматься это подразделение
Он установит требования к прозрачности и достоверности информации, которую банки и небанковские финансовые учреждения должны раскрывать на собственном веб-сайте и в рекламе. НБУ предлагает дать определение, что является недобросовестной рекламой. Первые проекты нормативно-правовых актов НБУ уже обнародованы к публичному обсуждению.
Подразделение будет присматривать за рыночным поведением учреждений, чтобы они не нарушали установленные правила. Но это будет после того, как эти нормативно-правовые акты обсудят с участниками финансового рынка и они вступят в силу.
Также подразделение централизованно будет принимать и обрабатывать жалобы граждан и юридических лиц на поставщиков финансовых услуг, будет заниматься разъяснением законодательства и нормативно-правовых актов как физическим лицам, так и финансовым учреждениям.
То есть, после того, как это подразделение заработает, потребители смогут обращаться к нему за разъяснениями и в случае, когда будут подозревать, что банковское или финансовое учреждение их обманывает.
Когда подразделение начнет работу
Подразделение уже создано, но оно еще не заработало. Сейчас проходит отбор руководителя и формирование штатного расписания, происходит перенастройка внутренних процессов, обсуждение проектов нормативно-правовых актов с участниками рынка.
Подразделение должно быть укомплектовано в сентябре этого года, а полноценно заработать - в декабре этого года вместе со вступлением в силу соответствующих нормативно-правовых актов. Последние, напомним, на стадии обсуждения.
После полноценного запуска подразделения станет ясно, куда именно и как к нему обратиться потребителям, 24 канал будет следить за этой информацией.
Читайте также: Зеленский встретился с главой НБУ: о чем говорили
От чего обезопасят потребителей и поставщиков финуслуг
Информацию об одном продукте или услуге в различных учреждениях можно будет легко сравнивать.
Также учреждения должны обеспечить возможность рассчитывать стоимость их услуг. Калькуляторы на сайтах должны отражать полную стоимость кредита для потребителя. Если покупателя обманут, НБУ сможет провести комплексную проверку и применить соответствующие меры.
Также Национальный банк сможет применять меры воздействия к финансовым учреждениям, если они будут навязывать потребителям услуги страховых компаний, нотариусов и тому подобное.
Стратегия финансовой грамотности – что это и как действовать
Национальный банк 12 июня презентовал свое видение стратегии финансовой грамотности. Со стратегией можно ознакомиться по ссылке.
Стратегия определяет 5 ключевых приоритетов.
1. Изменить финансовую культуру украинцев. Знания и навыки украинцев должны формировать их ответственное финансовое поведение и способствовать повышению уровня пользования финансовыми услугами.
2. Сформировать украинца европейского, финансово осведомленного. Ожидается, что граждане, став более финансово подкованными, будут уметь составлять личный бюджет, ответственно относиться к собственным финансовым решениям, заниматься долгосрочным финансовым планированием, экономить, контролировать свои финансовые счета, благоразумно использовать кредиты и управлять долгами.
3. Главная целевая аудитория – это украинцы в возрасте от 10 до 24 лет, представители поколений Z и Альфа. Ведь именно молодые люди могут выступить агентами изменений, научить своих друзей, родителей, бабушек и дедушек финансовым знаниям и навыкам.
Читайте также: Дефолт и "конец света": что надо знать, чтобы не паниковать
4. Разработать единую коммуникационную платформу. На этом сайте будут размещаться полезные материалы по управлению личными финансами, а также информация о всех мероприятиях и активности по финансовой грамотности в стране.
5. Открыть Образовательно-информационный центр финансовой грамотности, который будет сочетать Visitor Center, музей денег, центр просвещения молодежи и центр компетенций учителей. Подобные заведения финансового просвещения есть в развитых странах, в Украине такое заведение появится впервые. Дата открытия Образовательно-информационного центра запланирована на 2022 год. Место расположения – в историческом центре Киева на Контрактовой площади, Подол.
Стратегия финансовой грамотности должна быть общим документом для финансового рынка и всех заинтересованных сторон.
Активная фаза реализации стратегии финансовой грамотности начнется с 2020 года.
Замечания и предложения к проектам документов Концепции защиты прав потребителей финансовых услуг в НБУ будут приниматься до 19 июля 2019 года на почтовый и электронный адреса:
- Почтовый адрес: 01601, м. Киев, ул. Институтская, 9, Национальный банк Украины, Управление защиты прав потребителей финансовых услуг.
- Электронный адрес: Consumer.Protection@bank.gov.ua.