Перенос на вторую половину года необходим ввиду то, что пока не до конца понятно, какой будет масштаб влияния эпидемии на экономику Украины. Об этом заявил директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский в комментарии 24 канала.
Важно Как карантин повлияет на украинскую экономику: прогноз бизнеса
По его словам, может возникнуть ситуация, когда государство все таки сможет себе позволить финансировать в большей степени расходы во второй половине года, если восстановление экономики будет относительно быстрым.
Вышлинский подчеркнул: хотелось бы, чтобы правительство в большей степени опиралось на данные во время принятия решений по карантину и, возможно, пересмотрело его продолжительность в сторону сокращения.
Каждая неделя является чрезвычайно дорогой. Если уже по принятому решению карантин продлится 35 дней, это более чем 1/8 часть года. Даже, если не смотреть на мировой финансовый кризис, это уже дает сокращение 5% ВВП. Соответственно, это дает еще большее сокращение доходов. У нас ВВП составляет примерно 3 триллиона гривен на сегодня. Соответственно 5% – это 150 миллиардов гривен. Перераспределение через бюджет составляет сейчас примерно 40%, то есть соответственно это 60 миллиардов гривен потерь,
– пояснил Вышлинский.
Что такое ВВП?
Валовой внутренний продукт – это важный показатель, по которому можно оценить развитие экономики страны. Он указывает рыночную стоимость всех произведенных на территории страны в течение года товаров и услуг с целью потребления, экспорта и накопления за вычетом стоимости промежуточных товаров и услуг, то есть сырья, топлива, энергии, кормов и других. Этот показатель дает представление об общем материальном благосостоянии нации.
Также Вышлинский заверил, что в бюджете есть запасы, которые можно сейчас сокращать:
- Прежде всего, это касается крупных инфраструктурных проектов. Например, с того, что предложило правительство (это и было одним из направлений экономии) – более 50 миллиардов гривен на строительство дорог.
- "Так же мы можем ставить вопрос о переносе расходов на вторую половину года, когда будет более понятно, имеем ли мы эти деньги или нет. Конечно, в условиях безработицы хочется финансировать проекты, которые требуют большого количества рабочих рук, но прежде нам надо финансировать защищенные статьи", – пояснил эксперт.
- Что касается других бюджетных статей, то там есть те, которые можно совершенно спокойно резать. Это касается субвенции на социально-экономическое развитие. Это классическая статья, которая является, по большому счету, "подачкой" народным депутатам и через них – их округам. Они распределяются неэффективно. В то же время, Государственный фонд регионального развития с одной стороны намного прозрачнее и существеннее – это до 10 миллиардов гривен. По данным за 2 месяца 2020 года заметно, что местные бюджеты выполняются намного лучше чем бюджет государственный.