Новые правила проверок бизнеса: кто, как и когда
Парламент и правительство в ноябре утвердили ряд законодательных инициатив, которые внедряют системные изменения в сфере государственного надзора и контроля за хозяйственной деятельностью. Что изменится для бизнеса, а что — для контролирующих органов, выясняли журналисты сайта "24".
3 ноября Верховная Рада приняла законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (2418). Его результат — либерализация системы государственного надзора.
Среди нововведений: под действие этого нормативно-правового акта впервые попадают сферы, которые не были ранее в поле зрения законодательства. Например, государственный надзор в области гражданской авиации, соблюдения требований ядерной безопасности и законодательства о труде. Это позволит создать единые правила для практически всех контролирующих органов.
Также, согласно этому закону, будет уменьшено частоту плановых проверок субъектов хозяйствования с высокой степенью риска, они будут проверяться 1 раз в 2 года.
Будет введена и определенная общественная ответственность самого контролирующего органа — если он не разместил на своем сайте унифицированную форму акта с перечнем вопросов, которые будут проверяться в предприятия, то он не допускается на проверку.
Мораторий на проверки
Также 3 ноября одобрен законопроект "Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (3153). Он предусматривает продление моратория на проведение проверок бизнеса до 31 декабря 2017 года. Мораторий не распространяется на проведение плановых мероприятий Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины по проверке безопасности и качества пищевых продуктов.
Председатель Государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина во время встречи с представителями бизнеса отметила, что считает введение и продление моратория на проверки правильным решением.
На мой взгляд, мораторий доказал одну очень простую вещь: вся система контроля, которая существовала, никакой связи с жизнью не имела. Сколько пожаров было — столько и есть, сколько санитарных случаев случалось — столько и осталось, сколько фальсификата было — столько и осталось. А нарушения зависят больше от общей экономической ситуации, чем от количества и плотности контроля. Все это доказывает, что система никогда не была прямо связана с результатом. Процесс был ради процесса, и какой-то измеряемой пользы для общества не нес,
— отметила Ляпина.
По ее словам, главная задача продления моратория еще на год — закончить перестройку контролирующих органов и сделать их эффективными, чтобы в отчете фигурировали не цифры количества проверок, а изменились показатели на рынке в результате этих проверок. При этом, наполнение закона о моратории отличается от того, который действовал в течение 2 последних лет: вместо почти полного запрета проверок будет носить характер ограниченного контроля. Что значит — есть возможности для внеплановых проверок (на основании обращения физического или юридического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав). Такое обращение должно быть рассмотрено и согласовано с Государственной регуляторной службой на предмет обоснованности жалобы.
Как отметила председатель Регуляторной службы, за ближайший год должна быть создана прозрачная система комплексных проверок, после чего сами субъекты хозяйствования и общественность смогут проверять, как работает система контроля. А до тех пор будет работать условный ограничительный закон, когда надо будет доказать обоснованность проверки.
"Дерегуляционный день" в Кабмине
Сегодня правительство отменило более 360 устаревших ограничивающих нормативных актов.
Таким образом регуляторное поле очистили от устаревших и незаконных актов, упростили процедуры в сфере земельных отношений, IT, нотариате.
Сегодня эти сферы имеют ряд барьеров, в том числе коррупционных, которые сдерживают развитие и экономический рост. Поэтому мы, как эксперты, которые помогали готовить эти решения, пытались забрать все основания для того, чтобы это не происходило,
— подчеркнул глава Офиса эффективного регулирования Алексей Гончарук.
В качестве примера он привел решение об отмене минимальной цены на нотариальные услуги, которое позволит только на оформлении сделок с недвижимостью до 2020 года сэкономить более 1 миллиарда гривен.
Среди основных сегодняшних решений:
- Очистка регуляторного поля от незаконных и неактуальных актов, а именно отмена около 400 нормативно-правовых актов, которые создавали дополнительные барьеры для развития бизнеса;
- Дерегуляция в IТ-секторе, а именно корректировки арендных ставок с 40% до 18%, сокращение процедуры ввода в эксплуатацию технических средств на 1 месяц. В общем почти 30 тысяч субъектов хозяйствования получат улучшенные условия ведения бизнеса в этой сфере;
- Отмена минимального размера оплаты услуг нотариусов на уровне 1%, что позволит создать прозрачное поле ценообразования, снизить расходы на приобретение недвижимости;
- Отмена запрета на смешивание зерна различных сортов, что приведет к снижению логистических потерь, увеличению мощности элеваторов и портов, и, как следствие, увеличению валютных поступлений в бюджет. Ожидается, что экономический эффект для бизнеса до 2020 года составит более 10 млрд гривен.
Кого будут проверять в 2017 году
Специалисты Офиса эффективного регулирования создали удобный поиск по Плану комплексных проверок на 2017 год, утвержденный Министерством экономического развития и торговли, содержащий информацию обо всех основных проверяющих органах (исключая Государственную фискальной службу Украины).
Благодаря этому поиску можно узнать, есть ли в списке проверок ваша компания, когда ее намерены проверять, и какой именно контролирующий орган.
Читайте также: Министерство здравого смысла: как способствовать малому и среднему бизнесу в Украине