Над потребителями Украины завис дамоклов меч повышения тарифов на горячую воду и теплоснабжение. А недавно стало известно — на холодную воду тоже.
"Главная защитница обездоленных всея Украины" Юлия Тимошенко заявила, что подготовит представление в суд на решение о повышении тарифов на тепло и воду, поскольку считает решение Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ) незаконным.
Самое интересное в таких заявлениях, что никакого "решения" в НКРЕКУ еще нет. На сегодня существует только проект решения. И продолжаются его обсуждения. Правда, если вопрос замалчивать, то так это решение и примут. А оно грозит увеличением цифр в коммунальной платежке на 98%. Но суд — действительно панацея?
Сможет ли отсудить тарифы именно Тимошенко?
Председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко в комментарии сайту "24" напомнил, что и Юлия Тимошенко "угрожала" подать в суд относительно высоких тарифов, и Олег Ляшко давал похожие обещания. А Оппозиционный блок устами Александра Вилкула говорил, что еще в прошлом году подавали в суд.
У меня есть подозрение, что не так просто будет достичь здесь результата. Если будете оспаривать в суде, то это должно быть либо нарушение определенной нормы закона, или процедуры принятия решения. Они подают в суд. Это очень громко звучит. Но — основания какие? НКРЭ не законная — но какой закон нарушен? Непонятно, что именно оспаривается. Поэтому у меня есть большое подозрение, что все, что мы сегодня слышим — пиар и не более,
— пояснил Фесенко.
Политикам удается использовать суды для блокирования политических решений, когда судебная система слишком слаба или слишком коррумпирована — когда можно или политически влиять, или за деньги. Показательные примеры: во время кризиса 2007 года Виктор Янукович и Партия регионов принимали нужные им судебные решения в судах на востоке, в частности, в Донецкой области. Виктор Балога — решение в пользу Виктора Ющенко на Закарпатье. С одной стороны — абсолюютно противоположные судебные решения. Другой показательный пример: Ющенко осенью 2008 года абсолютно законно распустил ВР, поскольку на протяжении месяца не была создана новая парламентская коалиция. А Тимошенко заблокировала это решение в судах. По словам Фесенко, у них тогда было мощное влияние на судебную систему плюс они использовали политическое блокирование суда.
Относительно социальных проблем, говорит политолог, решения до сих пор принимались только в пользу определенной социальной группы — например, недавно Конституционный суд признал неконституционным решение парламента об ограничении пенсий для судей.
Сможет ли хоть кто-то отсудить размер тарифов?
Старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец в комментарии сайту "24" отметил, что такие иски возможны. По словам адвоката, закон регулирует вопрос — кто и на основании чего устанавливает тарифы. Они должны быть экономически обоснованными. А не такими, какими захотели определенные люди.
На сегодня рассматривается даже мой иск об отмене тарифов, относительно отсутствия полномочий у комиссии, которая устанавливает тариф. Пленум Верховного суда по моему производству обратился в Конституционный суд, чтобы разъяснить вопрос полномочий этих органов,
— уточнил адвокат.
Кравец объяснил, что может быть несколько вариантов развития событий. Первый — в Конституционном суде откажут в открытии производства, тогда административным судам нужно будет самим решать, были полномочия у соответствующего органа (в НКРЭ, в частности) устанавливать эти тарифы или нет. Если же Конституционный суд удовлетворит обращение Верховного суда, тогда Высший админсуд однозначно отменит тарифы, которые были установлены.
Однако он отменит еще прошлогодние тарифы, потому что иск подавался в прошлом году. Но если будут признаны противоправными такие действия комиссии, которая устанавливает тарифы, то все остальные тарифы будут признаны незаконными, и компании-монополисты должны будут их перечислить, и компенсировать людям средства, которые были уплачены,
— пояснил адвокат.
Впрочем, по мнению Кравца, принять соответствующее решение Конституционный суд сможет на протяжении полугода. А может и не принять.
Что реально поможет снизить стоимость коммуналки?
Эксперты РПР считают, что изменение законодательства в сфере регулирования энергетики может быть эффективнее беготни по судам. В частности, цена на газ может быть снижена на 15-20% за счет отмены барьеров для свободного и рыночного ценообразования, а цена на уголь может быть снижена на 25-35% после изменения модели расчета.
Для стопроцентного учета необходимо как можно быстрее принять закон об учете энергии, который на законодательном уровне будет обязывать лицензиатов обеспечить учет энергии у своих потребителей.
Еще один документ, считают эксперты, требующий немедленного принятия — закон о НКРЕКУ. Его задача — урегулировать влияние этой комиссии на деятельность субъектов естественных монополий в сфере энергетики через решение НКРЕКУ, чтобы избежать "резких колебаний" в условиях хозяйствования субъектов, которые она курирует, и сделать такую деятельность прогнозируемой на более длительный срок.
Впрочем, пока трудно сказать, когда же мы и они разберемся с тарифами, и установим такой уровень оплаты за коммуналку, чтобы удовлетворить и МВФ, и ЕС, и чтобы украинцы ноги с голоду не протянули.
Читайте также: Тарифы и политики: как партии манипулируют повышением коммуналки