О таком решении правительства премьер-министр Владимир Гройсман заявил во время заседания Кабмина, а также прокомментировал его в эфире украинского телевидения. Однако соответствующего документа по состоянию на сегодня на официальном сайте правительства нет. Есть только отдельные разъяснения относительно этого решения.
Механизм начисления и сомнения в его функционировании
Как будут учитывать тепло в домах без счетчиков по средним показаниям домов со счетчиками — до конца не понятно, прописанного механизма пока нет. На официальном сайте правительства разъяснения следующее: усредненное в городе потребление тепловой энергии на отопление одного метра квадратного отапливаемой площади будет определяться как соотношение общего объема потребления тепловой энергии домовыми средствами учета тепловой энергии к соответствующей общей отапливаемой площади квартир, расположенных в многоквартирном доме с тепловым счетчиком .
Это не позволит никому злоупотреблять, так как с потолка по норме начислять — это всегда огромная проблема. Поэтому мы здесь поставили преграду, которую будет трудно обойти. Сейчас мы защитили тех, у кого нет счетчиков, чтобы им не завышали по норме,
— уверен Владимир Гройсман.
Но есть большое "но" уже в самом решении: такой принцип будут использовать в местах, где приборами учета тепла оснащено не менее 50% домов.
"Таких городов у нас — половина. То есть, половина лицензиатов с ходу не попадет под это решение", — отметил в комментарии сайту "24" эксперт по вопросам ЖКХ Святослав Павлюк.
Директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко эту инициативу правительства удачной не считает.
Реализация решения на практике будет вызывать большие вопросы — все отдадут в руки "тепловикам", которые будут определять, где какой дом. А выбрать могут дом со счетчиком, где самые высокие показатели и именно по ним потом определять средний. Здесь есть простор для, мягко говоря, манипуляции,
— отметил Сергиенко.
Святослав Павлюк также отметил, что при отсутствии 100-процентного обеспечения средствами учета зданий пространство для манипуляций будет всегда. В частности, он описал ситуацию, при которой при таком формировании счетов, как предлагает правительство, в домах со счетчиками без регуляторов "начнется Африка, а в тех, что без счетчиков — заморозки".
"Счетчиковые" оптимисты
Эксперты объединения "Тарифная мобилизация" отметили в комментарии сайту "24", что этим решением Кабинет министров выполнил как раз один из пунктов требований Манифеста "Тарифной мобилизации".
В Манифесте, который еще в начале июня этого года мы направили на имя Президента, Председателя Верховной Рады и депутатов, среди прочего, требовалось пересмотреть нормы потребления тепловой энергии, применяемые при формировании тарифов. Для этого "Тарифная мобилизация" акцентировала, что тариф за отопление без счетчика надо определять, исходя из средней стоимости отопления по домам со счетчиком. Сегодня Кабмин, с опозданием на полгода, после скандала с лишними начислениями, таки принял новый расчет стоимости отопления,
— указал инициатор "Тарифной мобилизации" Максим Гольдарб.
Он также добавил, что в течение 2 лет его единомышленники пытались убедить правительство в том, что нормативы завышены, а ежегодные переплаты достигают минимум 10 миллиардов гривен за сезон. Однако правительство дождалось массовых акций протеста "Тарифного сопротивления" и скандала с заоблачными октябрьским платежами за отопление, чтобы все-таки прислушаться к предложениям экспертов и утвердить новый алгоритм, — отметил Гольдарб.
Нужные решения
Обеспечение всех домов средствами учета тепла — это очевидный и самый действенный механизм для борьбы с крупными цифрами в платежках, считают эксперты. Сами по себе счетчики не экономят энергоресурсы, но они дают возможность точно контролировать потребленное. И таким образом воспитывают у потребителя именно культуру экономного потребления.
Платить за тепло по счетчику при утепленных окнах и дверях, и по усредненному тарифу при отсутствии необходимого утепления — это разные вещи,
— отметил Павлюк.
А Александр Сергиенко не видит логики в действиях правительства: вместо того, чтобы начинать установку счетчиков хотя бы 50% в каждом городе, а то и 100%, как сделано в Киеве, они в первую очередь подняли тарифы. Уже потом увидели, что люди не могут платить такие суммы, и начали выкручиваться из ситуации, предлагая рассрочки оплаты за коммунальные услуги.
В "Тарифной мобилизации" отмечают, что невыполненными остается еще целый ряд их требований. И ключевое — пересмотреть цену на газ для населения, исключив из нее все необоснованные налоги (прежде всего 50-процентную ренту на государственную добычу газа), которые искусственно раздувают тарифы на ЖКУ. После этих шагов, убеждены эксперты, стоимость газа для населения будет на уровне не более 3500 грн за тысячу кубов и около 3000 грн для теплокоммунэнерго как оптового покупателя. Причем такое снижение тарифов никаким не помешает планам "Укргаздобычи" наращивать добычу и экономить на газе десятки миллиардов, считают эксперты "Тарифной мобилизации".
Увидеть эффект от решения правительства сможем, наверное, уже на практике. Пока инициатива правительства выглядит несколько декларативной и непросчитанной. По крайней мере, пока не будет представлен хотя бы какой-то документ с определенным механизмом и соответствующими расчетами.