Эксперты организаций BRDO, FORBIZ и EU4Business проанализировали рынок такси в Украине. Обнаружили целую кучу недействующего и устаревшего регулирования. Чтобы все это изменить и сделать такси в Украине удобным, прозрачным и прибыльным – предложили концепцию реформы рынка такси.
Читайте также: сможет ли Украина составить конкуренцию Турции по туризму
Почему рынок такси надо реформировать
По подсчетам аналитиков – до 94% перевозчиков, которые "таксуют" – в "тени". Это значит, что таксисты – не платят ЕСВ, не имеют стажа и не могут претендовать на нормальную пенсию, кроме минимальной. А в тени они потому, что регистрироваться ФЛП не хотят, по разным причинам. Официально оформлять как наемного работника – не очень интересно уже службам такси, потому что нужно платить налоги и ЕСВ за него.
Поэтому поступления в бюджет от таксистов составляют 1-3% от минимально прогнозируемых.
Также нет данных, были ли фактические выплаты пассажирам за причинение вреда при перевозке на такси. И уж совсем не влияет действующая система работы такси на возможность контролировать, придерживаются ли таксисты правил дорожного движения и минимизировать ДТП с таксистами. (Хотя, отмечают аналитики – по данным полиции, все же таксисты попадают в аварии значительно реже, чем обычные водители).
Но в целом государственное регулирование рынка такси практически вообще не достигает своих целей: безопасности перевозок, ограничения монополизма, получения налогов, возмещение пассажирам в случае аварий.
Поэтому, говорят аналитики, нужно в корне изменить регулирование рынка такси. Чтобы все заинтересованные стороны получили выгоду: водители, пассажиры, службы такси и государство.
Менять предлагают следующим образом.
94 из 100 такси в Украине – нелегальные
Какие изменения ожидают таксистов
1. Вместо лицензий такси и перевозки по заказу – предлагают ввести единое разрешение автомобильного индивидуального перевозчика (АИП). Это разрешение будут выдавать на год.
2. Отмена обязательности оформления ФЛП.
3. Отмена обязательности сертифицированного таксометра – вместо него разрешить использование смартфона.
4. Вместо необходимости подавать документы в Государственную службу Украины по безопасности на транспорте и ждать ответа от нее – оплатить разрешение АИП, а ГСБТ – только сообщить о начале деятельности.
5. Исчезнет необходимость самостоятельно подавать отчетность и платить налоги и взносы – оплата разрешения АИП и будет одновременно уплатой всех сборов и налогов.
6. Вместо необходимости заключать письменный договор на перевозку на каждую услугу – будет возможность заключать их в электронной форме.
7. Упростятся проверки таксистов. Вместо проверки права заниматься хозяйственной деятельностью, лицензии, наличие таксометра, символики такси – проверяться будет только наличие разрешения АИП.
Читайте также: Новые ГСН относительно парковок и автостоянок: что меняется с 1 июля
Какие преимущества от нового такси получит пассажир
Физически разрешение таксисту на этом будет выглядеть как наклейка на машине. Там будут указываться регистрационные данные водителя. Их можно будет проверить в базе данных. Если что-то не так – пассажир сможет обратиться с этими данными на таксиста к компании-работодателю или напрямую – в полицию.
Каждая служба такси будет иметь мобильное приложение для удобства вызова машины и безналичных расчетов. При этом заказ авто по телефону – никуда не денется. Каждая служба такси сама будет определять, предоставлять ли ей такой сервис пассажирам.
Поскольку каждый водитель будет зарегистрирован – не составит проблемы найти его в случае форс-мажоров.
Цена на поездки такси не только не поднимется, но и упадет, убеждают аналитики – потому что будет честная конкуренция между службами такси.
Что получит государство
Регистрация таксистов будет означать, что появится статистика занятых в такси людей. Они также начнут платить налоги. Их можно будет контролировать.
Что говорят о реформе такси участники рынка
Компании-перевозчики Bolt, Uber и Uklon полностью поддерживают предложенную стратегию реформирования такси. И даже подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере развития рынка перевозок пассажиров на такси и легковыми автомобилями на заказ.
Представители компаний согласились, что сейчас регистрация ФЛП – наиболее сдерживающий фактор для прозрачной деятельности таксистов.
После реформы такси все службы будут иметь онлайн–приложения
Когда такси смогут реформировать
Специалисты организаций BRDO, FORBIZ и EU4Business заверили, что текст соответствующего законопроекта уже почти готов. В ближайшее время обещают его обнародовать для обсуждения.
Подавать в Верховную Раду будут уже после парламентских выборов. Тогда же будет решено – каким образом законопроект попадет в парламент, через правительство или нардепов.
Прогнозировать поддержку или не поддержку этого законопроекта сейчас трудно. Но при благоприятных условиях – до конца года он мог бы уже заработать.