Эксперты организаций BRDO, FORBIZ и EU4Business проанализировали рынок такси в Украине. Обнаружили целую кучу недействующего и устаревшего регулирования. Чтобы все это изменить и сделать такси в Украине удобным, прозрачным и прибыльным – предложили концепцию реформы рынка такси.

Читайте также: сможет ли Украина составить конкуренцию Турции по туризму

Почему рынок такси надо реформировать

По подсчетам аналитиков – до 94% перевозчиков, которые "таксуют" – в "тени". Это значит, что таксисты – не платят ЕСВ, не имеют стажа и не могут претендовать на нормальную пенсию, кроме минимальной. А в тени они потому, что регистрироваться ФЛП не хотят, по разным причинам. Официально оформлять как наемного работника – не очень интересно уже службам такси, потому что нужно платить налоги и ЕСВ за него.

Поэтому поступления в бюджет от таксистов составляют 1-3% от минимально прогнозируемых.

Также нет данных, были ли фактические выплаты пассажирам за причинение вреда при перевозке на такси. И уж совсем не влияет действующая система работы такси на возможность контролировать, придерживаются ли таксисты правил дорожного движения и минимизировать ДТП с таксистами. (Хотя, отмечают аналитики – по данным полиции, все же таксисты попадают в аварии значительно реже, чем обычные водители).

Но в целом государственное регулирование рынка такси практически вообще не достигает своих целей: безопасности перевозок, ограничения монополизма, получения налогов, возмещение пассажирам в случае аварий.

Поэтому, говорят аналитики, нужно в корне изменить регулирование рынка такси. Чтобы все заинтересованные стороны получили выгоду: водители, пассажиры, службы такси и государство.

Менять предлагают следующим образом.


94 из 100 такси в Украине – нелегальные

Какие изменения ожидают таксистов

1. Вместо лицензий такси и перевозки по заказу – предлагают ввести единое разрешение автомобильного индивидуального перевозчика (АИП). Это разрешение будут выдавать на год.

2. Отмена обязательности оформления ФЛП.

3. Отмена обязательности сертифицированного таксометра – вместо него разрешить использование смартфона.

4. Вместо необходимости подавать документы в Государственную службу Украины по безопасности на транспорте и ждать ответа от нее – оплатить разрешение АИП, а ГСБТ – только сообщить о начале деятельности.

5. Исчезнет необходимость самостоятельно подавать отчетность и платить налоги и взносы – оплата разрешения АИП и будет одновременно уплатой всех сборов и налогов.

6. Вместо необходимости заключать письменный договор на перевозку на каждую услугу – будет возможность заключать их в электронной форме.

7. Упростятся проверки таксистов. Вместо проверки права заниматься хозяйственной деятельностью, лицензии, наличие таксометра, символики такси – проверяться будет только наличие разрешения АИП.

Читайте также: Новые ГСН относительно парковок и автостоянок: что меняется с 1 июля

Какие преимущества от нового такси получит пассажир

Физически разрешение таксисту на этом будет выглядеть как наклейка на машине. Там будут указываться регистрационные данные водителя. Их можно будет проверить в базе данных. Если что-то не так – пассажир сможет обратиться с этими данными на таксиста к компании-работодателю или напрямую – в полицию.

Каждая служба такси будет иметь мобильное приложение для удобства вызова машины и безналичных расчетов. При этом заказ авто по телефону – никуда не денется. Каждая служба такси сама будет определять, предоставлять ли ей такой сервис пассажирам.

Поскольку каждый водитель будет зарегистрирован – не составит проблемы найти его в случае форс-мажоров.

Цена на поездки такси не только не поднимется, но и упадет, убеждают аналитики – потому что будет честная конкуренция между службами такси.

Что получит государство

Регистрация таксистов будет означать, что появится статистика занятых в такси людей. Они также начнут платить налоги. Их можно будет контролировать.

Что говорят о реформе такси участники рынка

Компании-перевозчики Bolt, Uber и Uklon полностью поддерживают предложенную стратегию реформирования такси. И даже подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере развития рынка перевозок пассажиров на такси и легковыми автомобилями на заказ.

Представители компаний согласились, что сейчас регистрация ФЛП – наиболее сдерживающий фактор для прозрачной деятельности таксистов.


После реформы такси все службы будут иметь онлайн–приложения

Когда такси смогут реформировать

Специалисты организаций BRDO, FORBIZ и EU4Business заверили, что текст соответствующего законопроекта уже почти готов. В ближайшее время обещают его обнародовать для обсуждения.

Подавать в Верховную Раду будут уже после парламентских выборов. Тогда же будет решено – каким образом законопроект попадет в парламент, через правительство или нардепов.

Прогнозировать поддержку или не поддержку этого законопроекта сейчас трудно. Но при благоприятных условиях – до конца года он мог бы уже заработать.