DoZorro.org – такой адрес портала в Интернете, что создаст уникальную базу данных реальных оценок закупщиков, поставщиков и отдельных тендеров. Благодаря ему каждый может смотреть все данные по закупкам и находить нарушения.

Идея DoZorro позволяет консолидировать усилия всех заинтересованных в обеспечении здоровой конкуренции в сфере публичных закупок. Нарушители – как слишком креативные заказчики, так и недобросовестные поставщики, теперь как на ладони. Сообщайте о нарушениях, пишите отзывы, оценивайте работу – это в интересах всех нас как налогоплательщиков,
– призвал во время презентации портала заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов.

Как действует портал

Портал DoZorro создан и и администрируется организацией Transparency International Украина. DoZorro напрямую подключен к базе данных ProZorro через открытый API. Переход к функциям портала будет доступен с электронных площадок, подключенных к ProZorro. Таким образом DoZorro – часть единой системы публичных закупок Украины.

Как рассказал директор Программы инновационных проектов Transparency International Украина Виктор Нестуля, кроме DoZorro будет запущено еще мониторинговую программу, которая призвана развить инфраструктуру вокруг системы электронных закупок, для лучшего качества за меньшие деньги.

Собственно, ProZorro – это сервис, который предоставляет услуги. И было бы хорошо, чтобы пользователи могли сказать, насколько высоко качество этого сервиса. Если гражданин воспользовался услугами Uber или сервисом бронирования жилья, у него есть возможность оставить отзыв или замечание на портале этого сервиса. Пользователи системы накапливают эту информацию и понимают, что именно нужно изменить, чтобы улучшить свой сервис. Такой инструмент в публичных электронных закупках – это и есть DoZorro.

Доступ к нему сегодня уже открыт для всех. Можно оставлять фидбэк через Фейсбук или авторизацию или через доступ площадок, участвующих в ProZorro,
– уточнил Нестуля.

На каждый из этапов закупки любой пользователь системы может структурировано предоставить информацию о том, что понравилось, а что нет, были ли какие-то проблемы с выполнением контракта, как с стороны заказчика, так и поставщика. Этот отзыв будет систематизировано, направлено в аналитический отдел и впоследствии на него будет определенная реакция – или администратора, или контролирующих органов.

Многосторонний диалог

К тому же, DoZorro – это многосторонняя коммуникация. В ней принимает участие, не только заказчик и исполнитель, но и общественность и контролирующие органы: это не только возможность общественности или бизнеса оставить отзыв, но и возможность заказчика отреагировать на замечания, а контролирующему органу – взять замечания в работу. По результатам отзывов будут формироваться профайлы каждого заказчика и участника. Это первый шаг к рейтингованию.

Мы также обучаем и собираем на портале лучшие практики по мониторингу. Уже сегодня там можно ознакомиться с инструкциями, разработанными Центром противодействия коррупции, Transparency International,
– рассказал Нестуля.

Так же DoZorro может знакомить пользователей с инструментами, которые уже доступны: антикоррупционный монитор, "007", другие аналитические модули системы ProZorro. Также – обучение по работе с анализом больших данных.

Эффективное обжалование

Каждый должен понимать, как обжаловать несправедливые торги, независимо от того, вы представитель общественности, или бизнеса, акцентировал Нестуля. На сайте уже есть инструкции, как работать в тех или иных случаях. А в версии 2.0, которую планируют на 2017 год, уже должна появиться возможность обратиться в контролирующие или правоохранительные органы онлайн.

Однако Максим Нефедов отметил: сейчас главная цель – накопить информацию для повышения качества торгов. Потому что далеко не всегда проблема касается коррупции, чаще это просто неэффективность или непрофессионализм – с обеих сторон.

Большинство проблем в закупках не требуют того, чтобы выезжала группа захвата, спецназ и кого-то арестовывала. Этот вопрос неэффективности, плохих процедур и непонимание госслужащих, зачем вообще экономить,
– пояснил замминистра.

Нефедов уточнил, что сегодня ProZorro эффективно сотрудничает с Государственной аудиторской службой. Представители этого департамента, в том числе и региональные филиалы, пользуются модулем аналитики и по их отзывам разрабатывается новый функционал. Это же касается и Национального антикоррупционного бюро и Антимонопольного комитета – благодаря модулю аналитики следят, что происходит в системе закупок.

Но мы заинтересованы в том, чтобы средства налогоплательщиков использовались эффективно. А не для того чтобы их украли, а мы потом кого-то догнали и наказали, и посадили. Лучше показать таким людям, что мы за ними следим. И воспитывать лучшие практики поведения,
– сказал заместитель министра.

По информации Нефедова, только в 3% случаев проведенных тендеров была получена какая-то обратная реакция на них. 1% из них содержали жалобы, и только 0,5% – конструктивные жалобы. Если исходить из этих цифр, то у нас все хорошо, и можно разойтись. Но это не так. И первый шаг к решению проблемы – ее идентификация, уверены в Минэкономики. Благодаря DoZorro как раз и можно будет выяснить: кто нарушители, что производит проблемы, и как от них избавиться.

Читайте также: Система электронных закупок ProZorro: зрады и победы