Путешествуя внутри страны, страховку украинские туристы, как правило, не покупают. Согласно данным Украинской федерации страхования, лишь 3% страховых платежей приходится на поездки по Украине, остальные - страховки внешнего туризма.

Однако, понимая важность безопасности, туристические компании вместе со страховщиками готовят изменения в Закон о туризме и разрабатывают новые страховые продукты. Так, например, уже можно купить страховку "отказ от поездки".

"В случае, если кто-то из семьи заболел, или в случае, если путешественник ехал в аэропорт или на железнодорожный вокзал, и в это время попал в "пробку", например, и опоздал на самолет или поезд, в этом случае может быть отказ от туристической поездки, в случае, если этот риск застрахован, в этом случае, по такому застрахованному риску, Страховщик возвращает 100% стоимости полиса", - рассказывает генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.

Туристические компании также решили страховать свою ответственность перед туристами в случае невозможности выполнения своих обязательств или банкротства. Так, 20 туристических компаний Украины, которые контролируют 70% рынка, увеличили суммы страховых выплат с 20 тыс. евро до 100 тыс. в связи с прекращением деятельности туроператора.

"Если в страховую компанию поступает жалоба от туриста, что в связи с тем, что туроператор не может выполнить свои обязательства, или отель выселяет туриста, или авиакомпания отказывается в связи с неуплатой счета оказать услугу авиаперевозки, то есть это уже является признанием страхового случая и здесь начинает действовать уже страховой полис добровольной ответственности", - говорит член президиума Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Татьяна Прокопенко.

Сейчас такое страхование носит добровольный характер, но уже в следующем году специалисты надеются урегулировать этот вопрос на законодательном уровне.

"К Новому году тот пакет поправок и рекомендаций, который мы сформировали и отправили, услышат, рассмотрят, и я думаю, что в 2012 году он будет принят однозначно", - надеется директор "Туртесс Тревел" Александр Новиковский.

В то же время иностранные специалисты искренне удивлены тем, что Украина до сих пор не имеет современного законодательства в сфере туристического бизнеса и тем, что украинцы не знают свои права. В мировой же практике туроператор обязан предоставить исчерпывающую информацию туристу до подписания договора, что дает возможность клиенту требовать соответствующего сервиса в случае возникновения проблем.

"Турист на месте жалуется представителю туроператора, если представитель не решает вопрос или решает не так, как он хочет, то когда он возвращается домой, он обращается к оператору и требует возместить материальный ущерб", - говорит президент Литовской туристической ассоциации Данута Мазейкайте.

По подсчетам специалистов, за последние два года из-за того, что некоторые украинские туркомпании не могли выполнить свои обязательства перед туристами, пострадали не менее 5 тыс. украинцев и около сотни турагентов, убытки которых до сих пор не возмещены.