Лисовой мог бы не сдать НМТ по языку: что не так с учебниками НУШ и кто их пишет
Источник:
"ТСН Неделя"Реформа НУШ, которая длится уже несколько лет, предусматривает и изменение подхода к преподаванию и новые учебники. Этот вопрос подняли и в интервью с министром образования и науки Оксеном Лисовым. Что беспокоит в новых учебниках родителей?
В большом интервью с министром образования Оксеном Лисовым, поднималось несколько важных наболевших образовательных моментов. Среди них и вопрос качества учебников для НУШ, пишет Освіта 24.
Смотрите также Министр образования рассказал, будет ли массовое увольнение учителей
Оксен Лисовой мог бы не сдать НМТ
Ряд интересных дискуссионных вопросов подняли в разговоре с министром. Среди них интересные подходы в новых учебниках для НУШ и собственно, учебники для НУШ переписывали, совершенствовали или брали старые?
Оксен Лисовой объяснил, что некоторые да, некоторые нет.
Учебниками, в целом, мы недовольны – за исключением некоторых,
– прокомментировал министр.
Отметил, что здесь важно изменить систему написания учебников, изменить подход к экспертизе и не только в дизайне.
Провокационным вопросом к министру стало "являются ли карточные и шахматные фигуры существами?"
Карточная фигура валет, карточная дама – это существо? – спросила журналистка Алла Мазур. Нет, – ответ министра. Вы бы не сдали ВНО, господин Оксен, по украинскому языку, и НМТ тоже, – комментарий журналиста.
Эти новые правила, что шахматные фигуры и все карты являются существами, внесены в учебник по украинскому языку НУШ и вынесены в вопросы на НМТ, кажутся странными для родителей современных школьников. Логично ли это изменение для понимания и объяснения ребенку, поскольку в толковом словаре существо – это живой организм. А как быть с шахматной фигурой?
Господин Оксен отметил, что это пример дизайнерской погрешности и она не одна, которые замечают в учебниках.
Как создаются новые учебники НУШ
Кто же будет "вычищать" тексты новых учебников? Министр отметил, что учебники пишутся определенными коллективами. Но признал, что их пишут не всегда педагоги-практики, они когда-то работали там, в школах, а потом изменили деятельность. Но пишет учебники не так много команд и стоило бы привлечь их больше для лучшей конкуренции.
А экспертизу нового учебника осуществляет Институт развития образования, где формируются экспертные советы.
На вопрос: "Имеют ли учителя-практики доступ к новым учебникам?", министр объяснил механизм введения его в оборот.
Учебник пишется, проходит через экспертизу, печатается в определенном количестве и дается на год в школу учителям-предметникам. После года работы с новым учебником, учитель дает свои замечания и комментарии и учебники идут на доработку.
Только так мы можем надеяться, что вычистим учебники до надлежащего уровня и только после того отправлять их в тираж. Экспертиза контролируется учителями-практиками!
– пояснил министр.
Есть вопрос закупки школами новых учебников. По опыту издателей учебников, даже если учебник является новым, ярким, интересным и "вкусным", есть важное "но" – сопротивление со стороны учителей. Причиной этого явления, как объяснила Алла Мазур, является то, что учителя привыкли к старым, имеют уже на них готовые, давно написанные конспекты и поэтому не желают все делать по-новому.
Оксен Лисовой прокомментировал, что это вопрос уже модернизации образования – новое содержание учебников, учебных программ, изменены стандарты НУШ, которые сделают невозможным использование старых учебников.