Министерство образования и науки совместно с ГНУ Институт образовательной аналитики обнародовали результаты исследования реализации НУШ в пилотных школах.
К теме Учеба с радостью: почему отсутствие оценок в начальной школе – это преимущество
Мониторинг осуществлялся в семь этапов на протяжении 2017 – 2021 годов, последний этап реализован в мае 2021 года. Для этого опросили учителей пилотных классов.
Результаты пилотирования НУШ
Компетентности
Учителя оценивали, прежде всего, приобретение учениками ключевых компетентностей. Так, 84% респондентов отметили, что во время пилотирования больше всего внимания уделялось формированию языковой компетентности (владение государственным языком).
В фокусе также оставались математическая (80%), культурная (81%) компетентности и обучение в течение жизни (80%).
Три из этих четырех компетентностей связаны с преподаванием конкретных предметов (украинский язык, искусство и математика), что, по мнению исследователей, свидетельствует о недостаточном внимании к другим темам и сохранении тенденции попредметного преподавания.
Также учителя подчеркнули, что определенные компетентности оставались без внимания педагогов или им не было уделено достаточного внимания. В частности, тремя "антилидерами" стали:
- формирование предприимчивости и финансовой грамотности (отмечали 57% респондентов),
- способность общаться на иностранных языках,
- информационно-коммуникационная компетентность (несмотря на то, что в условиях дистанционного и смешанного обучения ее формирование должно быть главным).
Ответы учителей касательно фокусирования на ключевых компетентностях
Педагогические практики
Наибольшее положительное влияние на обучение учителя пилотных классов видят во введении:
- исследовательских методов обучения (97% опрошенных),
- интегрированного и проектного подходов, поисковых заданий (93% опрошенных),
- обучающих игр (89% опрошенных).
Еще 91% учителей пилотных классов считают полезным решение заданий, связанных с повседневной жизнью.
Принятие учениками самостоятельных решений относительно выбора книг для чтения, заданий к выполнению, возможность самостоятельно ходить во время уроков педагоги считают не слишком удачным решением, ведь это ослабляет дисциплину.
Влияние педагогических практик и приемов (по результатам анкетирования педагогов)
Оценивание
Меньше половины учителей пилотных классов НУШ (47%) положительно оценили отмену балльного оценивания в начальной школе.
Остальные считают, что традиционное бальное оценивание более понятно всем участникам образовательного процесса, мотивирует к обучению и привлекает внимание родителей к обучению их детей.
В то же время преимущества уровневого оценивания отметили 52% респондентов. Хотя и отметили недостатки нынешней системы, среди которых:
- несовершенство в целом,
- непонятность некоторых формулировок,
- большое количество индексов в свидетельстве достижений.
Часть опрошенных учителей считают, что с 3 класса следует начинать бальную оценку, чтобы сохранить мотивацию учеников к обучению.
Кроме того, более 80% педагогов считают положительным и полезным формовочное оценивание, поскольку это помогает ученикам выявлять сильные стороны, акцентировать на том, над чем еще предстоит поработать, формирует умение аргументировать, выражать мнение, дискутировать и т.д.
Читайте также В Черновцах все школы переформатировали в гимназии и лицеи: что изменится для детей
Учителя отмечают, что важными моментами формовочного оценивания являются самооценка (85%), оценка учениками друг друга (84%) и совместная с учениками разработка критериев оценивания (69%).
Кстати, реформа Новой украинской школы в Украине стартовала в 2017 году. Однако в то время никакого государственного стандарта ее проведения не было. Также у учителей не было утвержденных образовательных программ. Подробности – читайте в статье.