Учеба без оценок – не новое в современном образовании. Так, известный грузинский педагог Шалва Амонашвили в своих школах ограничивает использование оценок, называя их "костылями хромой педагогики".
К теме Какими должны быть домашние задания в школе и можно ли их задавать на каникулы: объяснение
Почему учеба без оценок – это преимущество
О преимуществах обучения без оценок рассказала учительница начальных классов Наталья Сарвади.
Преимущество обучения без оценок – это прежде всего отсутствие страха у ребенка. Ученики с радостью идут в школу, потому что не боятся делать ошибок, не боятся возвращаться домой. Они знают: ошибки бывают у всех – это нормально! И родители не волнуются постоянно из-за оценки своих детей,
– пояснила она.
Сейчас знания учеников 1–4 классов оценивают по уровням:
- начальный,
- средний,
- достаточный,
- высокий.
Также используются устные и письменные оценочные замечания учителей, суждения одноклассников о результатах работы друг друга, а также – собственно самооценка учащихся. В тетрадях с печатной основой ученикам после проработки каждой темы предлагают дать оценку собственной работе.
Что стимулирует у учеников желание учиться
Сторонники 12-балльной системы оценивания апеллируют к тому, что без внешней мотивации у детей трудно сформировать желание учиться, но современные учителя придерживаются другого мнения.
Дети растут и развиваются, потому что в них это заложено природой. Для того, чтобы ребенок хотел как можно больше знать, ему должно быть интересно и спокойно. Если же ребенок боится родительского гнева и разочарования, чувствует себя одиноким – он развиваться не может,
– уверяет Наталья Сарвади.
По ее словам, если же школьник живет в духовно богатой среде с родителями, которых все интересует, если у него приветливые друзья, с которыми он общается, то ребенку все интересно. Тогда задача учителя – поддерживать желание учиться.
Преимущества системы оценивания НУШ
Детальный анализ уровня знаний
Ранее табель с оценками был простой и понятной системой оценки для большинства родителей, но "свидетельство достижений" вызывает много вопросов. Главное отличие – значительный объем информации. Например, в свидетельстве достижений учеников 3 класса предмет "Я исследую мир" имеет 16 показателей оценивания, "Математика" – 11, "Иностранный язык" – 4.
К тому же, учитель оценивает развитие личных качеств ученика:
- интерес к обучению,
- самостоятельность труда,
- активность,
- инициативность,
- доброжелательность,
- умение договариваться с другими,
- умение управлять эмоциями.
Чтобы расшифровать содержание свидетельства достижений, некоторым родителям нужно хорошо постараться. Я сделала так: сбросила в чат класса фото свидетельства и объяснила простыми словами, что эти все записи означают,
– делится учительница.
Для учеников "свидетельство достижений" – это возможность лучше осознать свои сильные стороны и конкретизировать направления, требующие совершенствования.
Конфиденциальность
Оценивание в НУШ – конфиденциальное, поэтому вызывает у детей меньше стресса. Успеваемость ученика не касается никого, кроме него самого и его родителей. После написания диагностической работы учитель не зачитывает в классе результаты каждого.
То есть дети освобождены от ярлыков "двоечников", "хорошистов" и "отличников", им не нужно бороться за лучшую оценку в классе. При таких условиях учителю легче создать в коллективе атмосферу дружбы, сотрудничества и доверия.
Цель обучения – найти себя
Наталья Сарвади говорит, что она спокойно работает без оценок.
"Мы не можем даже по 12-балльной системе объективно оценить знания учащихся. У каждого из них – свой характер, способности и цели. Дети должны учиться не ради оценки, а для того, чтобы найти себя и дело, которое будет для них интересным", – добавляет она.
Своим воспитанникам учительница предлагает четыре шага к успеху:
- Учись!
- Ищи себя!
- Стань лучшим!
- Пусть твой труд будет полезным людям!
Опыт НУШ доказывает, что оценка не является обязательным инструментом формирования мотивации к обучению. Конструктивные отзывы педагога и дружественная среда помогут каждому ученику раскрыть свой потенциал, получить вдохновение к учебе.