Исследователи опросили более 150 представителей IT-индустрии, 100 профильных экспертов и 33 бизнес-ассоциации и компании.
К теме 20 самых популярных украинских вузов, куда абитуриенты подали больше всего заявлений в 2021 году
Исследование показало существенный разрыв между долей занятых IT-специалистов в Украине и в других развитых странах. По словам исследователей, это может быть хорошим потенциалом для роста.
Как количество IT-специалистов
Сейчас в нашей стране количество таких специалистов – по меньшей мере 200 тысяч. Ежегодно в этой сфере растет количество примерно на 25 тысяч человек.
То есть за последние 5 лет вдвое увеличилось количество работников в сфере IT.
Количество IT-специалистов в Украине / Инфографика Центра экономического восстановления
Эксперты уверяют, что для получения квалификации в сфере IT-технологий базовым является школьное образование.
Перечень проблем, которые мешают развитию IT-сферы
Отставание от стран ОЭСР показателей наиболее успешных школьников в науках и математике обусловлено низким качеством STEM-программ в школах. В частности:
- Низкая приоритетность математического образования для школьников (лишь треть абитуриентов сдает ВНО по математике).
- Лишь четверть выпускников, которые сдают ВНО по математике, получают достаточный результат для продолжения обучения на IT-специальностям.
- Значительный разрыв в результатах ВНО по математике в городах и селах обусловлен низким качеством образования в сельской местности.
- Гендерные стереотипы относительно математически-технического образования в 2 – 3 раза уменьшают количество потенциальных IT-специалистов среди девушек.
По мнению экспертов, решение этих проблем должно повысить качество математического образования и поднять ежегодный рост количества IT-специалистов в 2,5 раза до 70 тысяч ежегодно.
Читайте также Каких специалистов не хватит в Украине и о чем свидетельствует рейтинг специальностей: мнение эксперта
Среди источников перечисленных проблем исследователи также назвали следующие:
- Недостаточное качество преподавания STEM-дисциплин.
- Недостаточное количество учителей, которые используют современные подходы и методы преподавания STEM-дисциплин.
- Почти нет ролевых моделей для молодежи, чтобы углубленно изучать STEM.
- На профориентацию студентов на 80% влияет позиция родителей, а не сознательный выбор самих абитуриентов.
- Уровень компьютеризации, недостаточный доступ к высокоскоростному интернету в сельской местности.
Поэтому предлагаются несколько идей, реализация которых поможет поднять уровень STEM-образования в Украине:
- Профилирование учеников после 9 класса по уровням изучения математики.
- Увеличение количества и качества подготовки будущих абитуриентов в математике.
- Повышение качества преподавания STEM-дисциплин в селах и малых городах.
- Увеличение интереса молодежи STEM-профессиям, в частности, среди девушек.
К слову, во Львовском национальном университете имени Ивана Франко с 1 сентября заработают уникальные программы по дуальной форме обучения. Поэтому, студенты вуза смогут во время обучения работать в IT-компании SoftServe.