В каталогах можно было прочитать о особенность манеры, глубокий психологизм, но практически ничего о биографии автора. Ни происхождение, ни даты рождения и смерти, ни портрета.
Несмотря на профессионализм работ, искусствоведы предполагают, что Пинзель происходил из Чехии и уже был знаком с работами Микеланджело. Но, каким образом он оказался в Галиции, причем в городке Бучач — никто сказать не может. Тогда эти земли принадлежали магнату Потоцкому. То он был настолько состоятельным, что свой кожух обшивал настоящими жемчужинами.
Польский магнат первым оценил талант неизвестного художника и заказал 12 скульптур для ратуши, а потом еще и алтари для двух костелов. И тут появились первые предположения – Пинзель здесь скрывается. Такую манеру в Европе назвали бы ересью, а в далекой Галичине Пинзель мог творить так, как хотел.
Слава Галиции распространилась, его приглашали во Львов украсить главный собор и в маленькие села. И в момент, когда признание должно было навсегда увековечить его имя – пришло полное забвение. На почти 300 лет.
Читайте также: Украинский художник, который предупредил Сталина о начале Второй мировой
В 20-м веке о нем слышали разве что с десяток искусствоведов, но и они считают, что Пинзель – не более чем выдумка. Восстановить историческую справедливость взялся Директор Львовской галереи искусств Борис Возницкий. Он приезжал в заброшенные церкви, которые коммунисты превратили в складские помещения, и искал среди хлама скульптуры.
Часто они были порезаны на дрова, иногда залитые известью. Старые иконостасы и скульптуры, которые сейчас стоят миллионы долларов, перевозили на списанном во Львовской опере грузовике.
Возницкий восстановил каждую находку и впервые показал Европе. В общем — 62 произведения. И пусть доподлинно не известно, Пинзель - настоящая фамилия скульптора, но с неофициальным тутулом "украинский Микеланджело" никто не поспорит.