10 апреля 2010 года президент Лех Качиньский, ведущие польские политики и военные чины летели в Смоленск на чествование 70-й годовщины Катынского преступления. Самолет Ту-154М вынужден был садиться, из-за плохих метеоусловий на аэродроме был густой туман. При загадочных обстоятельствах судно опустилось на критически малую высоту, зацепило левым крылом дерево и разбилось.

Первые минуты после аварии запечатлел на видео журналист Андрей Мендер, которого через некоторое время убили. На кадрах слышны голоса, смех и даже звуки, похожие на выстрелы.

Погибли все 96 человек, находившиеся на борту.

Читайте также: Польша будет судиться с Россией в Гааге

Расследовать трагедию взялись и российская, и польская стороны. В январе 2011 года Межгосударственный авиационный комитет в Москве обнародовал свой отчет, где вину спихнул на экипаж самолета.

Чуть позже свои выводы и опубликовала правительственная комиссия тогдашнего главы МВД Польши Ежи Миллера. Там кроме ошибки пилотов также речь шла о вине российских диспетчеров. Правда – неумышленной.

Польские политики и эксперты озвучили и другие версии – о покушении и взрыве самолета. И официально это следствие отбросило.

"Версию взрыва мы окончательно опровергаем. Относительно гипотезы о покушении – в этом направлении мы уже провели все возможные действия и доказательств этому нет", – заявлял генеральный прокурор Польши (2010-2016) Анджей Шеремет.

Ситуация кардинально изменилась после прихода к власти партии "Право и Справедливость", лидером которой является брат погибшего президента. В прошлом году в феврале расследования Смоленской катастрофы восстановили. Консервативное правительство создало новую комиссию, которая решила провести эксгумацию тел жертв трагедии.

Также следователи проанализировали две тысячи томов материалов. И недавно прокуратура официально заявила – есть доказательства того, что аварию в России спровоцировали умышленно.

Анализ данных позволил сформулировать новые обвинения против российских диспетчеров воздушного движения, а также третьего лица в башне, приписав им умышленные действия, которые привели к катастрофе,
– заявил заместитель генерального прокурора Польши Марек Пасёнек.

К слову, важные материалы по делу Польши Россия так и не передала. Обломки Ту-154М и до сих пор находятся в Федерации. Вину за это Варшава сейчас возлагает на экс-премьера Дональда Туска. В минобороны заявили – именно из-за его бездействия Польша не смогла полноценно принять участие в расследовании причин катастрофы. И доведут ли дело до конца сейчас, пока вопрос остается открытым.

Читайте также: Туска допросят по делу о сотрудничестве с российским ФСБ 19 апреля, – польский телеканал