Антимонопольный комитет Украины оштрафовал Международный аэропорт "Борисполь" и ООО "Аэрохендлинг" на 68 тысяч гривен и 58 тысяч гривен соответственно за нарушение закона об экономической конкуренции. Причем тут Коломойский? ООО "Аэрохендлинг", который занимается обслуживанием самолетов и пассажиров в "Борисполе", входит в группу оффшорных компаний, которые подконтрольны украинскому олигарху.

В чем здесь конфликт?

Расследование антимонопольного комитета показало, что "Борисполь" дал "Аэрохендлингу" возможность монополизировать рынок услуг в аэропорту.

В 2015 году "Борисполь" объявил конкурс на аренду 157 кв.м. для организации предпринимательской деятельности в сфере услуг на 10 лет в терминале D. Чтобы выбрать лучших, для потенциальных арендаторов установили следующие условия:

1. Наличие сертификатов соответствия обеспечения обслуживания пассажиров
2. Наличие заключенных с авиакомпаниями договоров или предварительных договоров о питании пассажиров при задержке авиарейсов в аэропорту Борисполь
3. Наличие опыта работы в международных аэропортах не менее 3 лет
4. Наличие финансовой возможности выполнения условий договора, чистый доход от реализации продукции 25 миллионов гривен за год
5. Внесение аванса в размере 2,3 миллиона гривен.
Такие условия были поставлены для всех без исключения конкурсантов, среди которых подавляющее большинство было малыми предпринимателями. Поэтому за всеми прописанными критериями подошла только одна компания – Игоря Коломойского ООО "Аэрохендлинг", которая и выиграла конкурс.

Вместе с тем, другим предпринимателям предложили взять в аренду помещение для работы в сфере обслуживания в терминалах B и F. Здесь интересно то, что терминал В закрыли еще в 2012 году, а терминал F закрыт с 2013 года и сейчас ожидает на реконструкцию на грузовой. Следовательно оба терминала физически не приспособлены для работы в сфере услуг – там просто нет людей, которых можно обслуживать.

В Антимонопольном комитете назвали такие условия, которые были прописаны под конкретного участника, незаконными. По словам АМКУ, предпринимателю достаточно иметь только разрешение на ведение деятельности, чтобы арендовать государственное место.

Позже расследование комитета показало, что и ООО "Аэрохендлинг" не подходило под условия конкурса. Опыт работы у компании только полтора года из трех нужных. Что не помешало аэропорту после конкурса заключить еще один договор с ООО "Аэрохендлинг" в аренду за минимальную цену — 667 грн за метр квадратный. Для сравнения: другие предприниматели, которые прошли по другому конкурсу, платят больше 20 тысяч гривен за метр квадратный в месяц.

По условиям договора ООО "Аэрохендлинг" имеет право сдавать в субаренду помещения в терминале D. то Есть, предоставлять свое место другим предпринимателям, но часто на своих условиях и по выгодной для себя цене. Чем эта компания сейчас и занимается. По данным Антимонопольного комитета, один из предпринимателей суборендует у "Аэрохендлинга" 73 квадрата по 100 590 грн в месяц. При этом сам "Аэрохендлинг", по условиям договора, передает аэропорту 68 000 грн в месяц, оставляя себе 30 тысяч только с одного предпринимателя. Таких же предпринимателей-субарендаторов у них насчитывается около двух десятков.

Сам ООО "Аэрохендлинг" утверждает, что малые предприниматели хотят руками Антимонопольного комитета вытеснить компанию с рынка предоставления услуг в аэропорту "Борисполь".

Антимонопольный комитет дает только первые результаты расследования и планирует дальше раскрывать нарушения в аэропорту Борисполь. В частности, там планируют проверить единственный в Украине ангарный комплекс, который аэропорт Борисполь отдал в монопольную аренду также компании Игоря Коломойского МАУ.

Причем тут простые украинцы?

В первую очередь, от махинаций страдают не госбюджет или малый бизнес. За потерянные десятки тысяч гривен (небольшие суммы на сегодняшний день) да и сам "Аэрохендлинг" или "Борисполь" не пострадают в выплате небольших штрафов. Наибольший удар на себя принимает репутация самого "Борисполя", как международного аэропорта. Ни один инвестор не захочет вкладывать свои кровные в предприятие, которое на 90% контролирует монополия одного человека и не позволяет на конкурентных началах заходить на свою территорию. А это означает падение уровня качества обслуживания пассажиров и значительные авиаперевозки.

Из-за нечестных правил игры на рынке авиаперевозок из Украины уходят лоукосты, а если и приходят новые то не задерживаются надолго. Поэтому уже нет разницы, дадут ли Украине безвизовый режим или нет. Если ситуация не изменится, стоимость одного перелета в Европу составит не подъемных для рядовых украинцев сумм.

Поэтому кто будет летать в столь желанный ЕС, если билет стоит больше месячной зарплаты?