Последнее решение КС – логичное продолжение признания им незаконным назначения Сытника, только более грамотное, говорят специалисты в сюжете 24 канала. Более того, все знали, что рано или поздно этот вопрос поднимут. Еще в 2014 году, когда закон о НАБУ только принимали.
К слову Это юридические мины, которые сейчас взрываются, – политолог об исках нардепов против НАБУ
Соавтор закона Виктор Чумак откровенно рассказал, что прописать эти полномочия хотел лично действующий тогда президент Петр Порошенко. Чтобы продемонстрировать западным партнерам и собственной стране решительную борьбу с коррупцией.
И тогда никто не мог проголосовать против этого закона, потому что как бы показать себя, что против борьбы с коррупцией. Это была мина, мина замедленного действия. И такие мины закладывались всюду,
– сказал заместитель генерального прокурора 2019 – 2020 годов Виктор Чумак.
Мина, которую можно было актуализировать в удобный для кого-то момент, чтобы подчинить себе антикоррупционный орган. Сейчас этим подарком от предшественников воспользовались преемники.
"Это политическое решение? Да. Потому что мы имеем аналогичную ситуацию с ГБР, но по ГБР никакого представления нет. Почему? Потому что оно под контролем Банковой, а НАБУ – не под контролем, поэтому вопросы ставятся. Поэтому есть представление в КС, в котором, в частности, кроме пророссийских ОПЗЖ, там есть господин Дубинский, который является представителем Коломойского в "Слуге народа", – отметил народный депутат от "Голоса" Ярослав Юрчишин.
Шабунин: решения КСУ могут для политической выгоды
Впрочем, Конституционный суд не удовлетворил другое требование группы Коломойского и ОПЗЖ – не признавать НАБУ правоохранительным органом. Более того, суд не признал нелегитимной и деятельность бюро в целом.
По мнению экспертов, угроза кроется не в самом решении суда, оно достаточно прогнозируемо, а в том, как его используют.
Три месяца КСУ дал парламенту для приведения закона в соответствие с Конституцией. Так вот, может быть так, как сделали с ГБР, когда прописали неплохой конкурс и дали право президенту назначить временного директора. Уже год временный директор уничтожает ГБР или уничтожает политических оппонентов через ГБР,
- пояснил глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.
В монобольшинстве пока не знают, как решать проблему и исправлять закон о НАБУ. Зато сегодня парламент создал новую – назначил 7 членов комиссии, которая будет выбирать нового руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Личности – крайне интересные. Антикоррупционного опыта – нет, объяснить состояние – не могут, и уже несколько раз их кандидатуры в Раде провалились, и вот теперь – таки проголосовали.
"Фамилии этих кандидатов вообще не имеют никакого значения. Это можно сказать 5 "аваковых" и 2 "ермака" или 2 "ермака" и 5 "аваковых". Значение имеет, что эта комиссия не соответствует закону", - сказал Юрчишин.
Реакция западных партнеров
И на это уже отреагировали западные партнеры.
"Пока международное сообщество занято Беларусью, правительство Украины спешно проталкивает кандидатов, которым не хватает опыта и чистоты избирать руководителя САП. Это так не пройдет. Украинское правительство ставит под угрозу безвиз с ЕС и дальнейший транш помощи в размере 1,5 миллиард гривен", – подчеркнула депутат Европарламента, член комитета по иностранным делам Виола фон Крамор.
Ведь прозрачное и законное избрание нового главы САП было одним из условий предоставления как западных кредитов, так и безвиза для Украины. Теперь это вполне могут откатить назад.