Николаевский морской торговый порт входит в тройку крупнейших украинских портов по объемам переработки грузов. Его основная специализация – перевозка сыпучих товаров, таких как зерно, руда и уголь.

Читайте также: В одном из крупнейших портов Украины обвалился причал

Здесь, как и в каждом торговом порту, владельцам грузов предоставляются различные коммерческие услуги. Например, это безопасное проведение судов и буксировка, швартовка, перевозка грузов в порту. Эти услуги государственный порт далеко не всегда предоставляет сам – на этом могут зарабатывать частные фирмы.

Николаевский порт – он всегда был сложным. И если посмотреть в структуру компаний, которые в первую очередь там получали какие-то преференции, это не государственные компании,
– убежден министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

Частные компании, зарабатывающие на государственных портах, не всегда начинают работать по прозрачному принципу. Как обнаружили "Схемы", уже при Порошенко в Николаеве произошло перераспределение портовых денежных потоков.

Бывший глава Николаевского морского торгового порта Василий Капацына руководил этим стратегическим предприятием во время президентства Ющенко, и в 2010 году, похоже, не мог полностью потерять над ним контроль. Тогда порт возглавил бывший бизнес-партнер его сына Николая Василий Иванюк. А сам Капацына в 2014 году стал почетным президентом Николаевского порта.


Бывший глава Николаевского морского торгового порта Василий Капацына (справа) и его сын Николай

В те годы дружественные Капацыне фирмы стремительно развивали свой бизнес в порту. Так, некоторые агентские фирмы, портовый оператор и строительная компания, которые зарабатывали в государственном порту, были оформлены на родственников Капацыны.

Еще несколько фирм косвенно выводили на бывшего директора порта через знакомых по бизнесу его семьи. Например, буксирная компания "Маркони", которая, по данным системы YouControl, в 2015 году получила чистой прибыли около 50 миллионов гривен и еще около 40 миллионов гривен в 2016-ом.

Читайте также: Троянский конь Путина: нужно ли Украине забирать свое оружие из оккупированного Крыма

Что может связывать ее с бывшим директором государственного морского порта? Например, директором "Маркони" на протяжении нескольких лет был Михаил Козыр – бывший директор одной из фирм Василия Капацыны. Нынешний совладелец "Маркони" Михаил Малиновский – это действующий бизнес-партнер его сына Николая Капацыны по фирме "Колибри МК".

Еще одна фирма – "Сисайд терминал", которая получила в пользование железнодорожные пути и перевозит грузы по территории Николаевского порта. В 2015 году она получила около 16 миллионов гривен чистой прибыли, в 2016-м – около 28 миллионов гривен. Фирма базируется в бизнес-центре Капацыны-старшего, а совладеет ней сейчас Инна Коренева – директор еще одной фирмы Капацыны-младшего.


"Сисайд терминал" базируется в бизнес-центре Капацыны-старшего

Похоже, что в последние годы глаз на этот бизнес могли положить выходцы из "Укроборонпрома" – государственного оборонного концерна. Капацыны и их окружение начали терять позиции в Николаевском порту, и началось это примерно в тот период, когда порт возглавил Виктор Козонак, который до этого работал на предприятиях "Укроборонпрома". Симптоматично, что начальником по безопасности порта стал Владимир Пинькас. Его сын в 2014-2015 годах работал в "Укроборонпроме" на должности заместителя главы концерна.

С новой командой ситуация в порту начала меняться, И, похоже, на пользу новых бизнес-игроков. Весной 2017-го диспетчеры порта якобы некоторое время перестали допускать к работе буксиры фирмы "Маркони".

Больше – смотрите в расследовании.