Лицо правительства
Четко очертить лицо нынешнего правительства крайне трудно. Если домайдановский Кабмин регионалов под председательством Азарова имел четко сформированную, понятно какую, сущность, то второе правительство Яценюка остается загадочным. Как по форме, так и по сути своей деятельности.
Второй Кабмин премьера Яценюка стал суржиком совершенно разных людей. В нем собрались настоящие реформаторы, непрофессиональные функционеры, попавшие в правительство по партийной квоте, а также "люди президента" и "люди премьера". Поэтому назвать деятельность правительства за 100 дней слаженной командой реформаторов, как того желала власть, язык не поворачивается.
Откровенное промедление в реформировании отдельных отраслей, таких как "здравоохранение", "правоохранительные органы", Кабмин оправдывал отсутствием средств. А риск обескровливания бюджета используется до сих пор как отдельная тема спекуляций.
Озабоченность вызывает "старая кухня" вокруг привлечения кредитных средств украинским правительством. Когда вместо кропотливой реформаторской работы, правительство увеличивает налоговое давление на все слои населения. Взамен повышение тарифов является лишь одним из инструментов обеспечения доходной части бюджета. Это так называемая фискальная сторона реформы. Выполнение других пунктов реформы в энергетике Кабмин пока не анонсирует.
Новый виток реформ и МВФ
Выглядит так, будто в Кабмине, сложа руки, ждали кредитных денег, которые поступят в Украину и сейчас вовсю возьмутся за реформирование. Бесспорно, в это хочется верить. Получение транша МВФ оживит реформы, которые уже начались. В частности, изменения в системе внутренних дел, реформы дерегуляции, на которую так ждут предприниматели.
Это также позволит начать реформу публичного администрирования, включая принятие нового закона о госслужбе и сокращение штата государственных служащих. Сейчас все шаги которые сделала власть в этом направлении, больше напоминают не оптимизацию, а хаотическое сокращение, в том числе и квалифицированных сотрудников.
Другие проблемы
Наряду с насущной необходимостью внедрять реформы для сохранения украинской государственности, правительство Яценюка столкнулось с проблемами, которые несут за собой военные действия на Донбассе. На фоне панических настроений в обществе, возникают непредвиденные обстоятельства, в которых должна действовать власть, которая оттягивает текущие вопросы по реформированию во времени через ручной режим управления отраслям и подотраслям.
Речь идет об особом периоде в экономике, который действует уже около года. Учитывая введенное чрезвычайное положение в энергетике, работа над обеспечением продовольственной безопасности. Все это происходит в условиях падения экономики (в прошлом году около 7% с прогнозом потери еще 5% на 2015 год нынешний). То есть кроме "ремонта" системы, это правительство вынуждено поддерживать существующую систему на плаву, чтобы очередной мощный коллапс ее окончательно не разрушил.
Неспособность Яценюка
Учитывая сложнейшую ситуацию во всех отраслях экономики, войну и аннексию Крыма, времени, которое уже было у Арсения Яценюка как премьер-министра, было вполне достаточно, чтобы довести хотя бы одну реформу от начала до конца.
Арсений Яценюк от неспособности осуществлять реальные изменения в стране пытается демонстрировать принципиальность и решительность своих решений на посту. Достаточно громко премьер призвал расследовать факт предоставления статуса участника АТО одному из заместителей министра регионального развития. Последние кадровые решения Яценюка об отстранении руководителя Госфининспекции показателные. Это то, что в народе называют "охотой на ведьм", вместо проведения взвешенной кадровой политики.
Итак, политическая пенсия Арсения Яценюка является не такой причудливой, как кому-то могло показаться раньше. Понимание ее неотвратимости, если реформы не пойдут на полную мощность, должно прийти не только к общественности, но и к парламентариям.
Арсений Яценюк приближается к повторению судьбы Ющенко, который еще в 2004 году должен был начать менять страну. Но не смог этого сделать.