Об этом говорится в материале "Зеркала недели" "Зерноэкспортная логистика: “А Президент знает? Нет, Ставницер знает! Президент, как и все, платит!”.

Дело в том, что стоимость перевалки зерна (т.е. его перемещения из вагонов в судно) в портах участвует в формуле ценообразовании на зерновые культуры на всей территории Украины, для всех участников зернового рынка, включая государство, производителей-аграриев, экспортёров, животноводов, переработчиков.

В Украине на “глубокой воде” цена перевалки зерна с сертификацией и сюрвеем декларируется портовыми терминалами и стоит экспортёрам $20-22/тн. В Евросоюзе, куда Украина стремится - $5.5-6.5/тн.

На большинстве украинских терминалов “классическая” схема расчётов за эту услугу – $3-6/тн в гривне на счёт украинского оператора терминала, остальные $14-17/тн – на оффшорные материнские счета.

Результатом такого “ценообразования” на перевалку зерна в портах является занижение закупочных цен на зерно и, как следствие, уменьшение выручки от продажи зерна у аграриев на сумму 18-20 млрд.грн в год, что сопоставимо с потерями АПК Украины от недавней законодательной “стрижки” спецрежима с аккумуляцией НДС, вызвавшей декабрьские “аграрные бунты” несогласия под Верховной Радой и по всей территории Украины.

Попытки независимых операторов войти на рынок услуг по перевалке зерна со своими инвестициями в промышленную и транспортную инфраструктуру наталкиваются на утончённое сопротивление стивидорского “картеля” и потворствующих им чиновников.