Учитывая, что подконтрольные им "сливные бачки" не дали желаемого тиражирования, а ни один сайт, который уважает своих читателей и Закон, лживую информацию не опубликовал, к "чернухе" подключили муниципального вещателя – телеканал "ВИТА".
Введение избирателей в заблуждение путем тиражирования ложных социологических исследований – грубое нарушение Закона. И если "сливным бачкам" все равно, ведь они даже не зарегистрированы как СМИ, то для "ВИТЫ" такие действия могут иметь значительные последствия.
Поддерживаемие премьером Гройсманом кандидаты Владимир Кистион и Леонид Марцинковский везде получили "зеленый свет": билборды, печатные площади, эфиры, адмиресурс, тому подобное. Мэр Сергей Моргунов и секретарь горсовета Павел Яблонский, который вошел в первую десятку "Украинской стратегии", лично водили кандидатов на встречи с трудовыми коллективами местных предприятий.
И когда в ход пошла "чернуха" на канале, владельцем которого является община, терпение лопнуло. И винничане обратились в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания.
Таким образом, Винницкая община может избавиться от единого коммунального телеканала. Впрочем, учитывая то, что "ВИТА" поставила интересы власти выше своей основной функции – донесение объективной информации до жителей, вряд ли эта потеря будет неприятной. Ведь, какой смысл в содержании вещателя, который подает некорректную информацию тем, за чей счет существует? Более того, делает это с заведомо манипулятивной целью!
О манипулятивности информации, которую растиражировал телеканал, не возникает никаких сомнений. Ведь на самом деле ни само исследование, ни социологическая группа, которая якобы проводила, не существуют в природе.
Социологическую группу "АМА" не удалось найти ни в Гугле, ни в одной официальной базе данных юридических лиц.
Единственное подтверждение существования этой организации – сайт и указанная на нем контактная информация. Правда и первое, и второе тоже оказалось "липой".
Сайт, представляющий собой одну некликабельную страницу, был создан в понедельник, 8 июля 2010 года – за день до появления фейковой социологии.
Также проверку на подлинность не прошли и контактные данные "социологов" – по указанному на сайте адресу зарегистрированы три юридических лица: ООО "КОМПАНИЯ РИВЬЕРА", обслуживающей водный транспорт, ООО "ВАЛЮТЕ", что занимается неспециализированной оптовой торговлей и ООО "БАФ ГРУПП", предоставляет услуги технического обслуживания автотранспортных средств. ООО "АМА " по этому адресу отсутствует, и в исторических данных, то есть зарегистрированной не была. Никогда и нигде. Почтовый индекс и номер телефона – вымышленные.
Поэтому рейтинг, который тиражирует коммунальный телеканал "ВИТА", мог "склепать" и первокурсник технического вуза с хорошей фантазией и спецзаказу от избирательного штаба. Вероятно, так все и было. Единственное что штаб, который заказал эту манипулятивную технологию, оказался очень влиятельным. В противном случае, телеканал не включил бы "левую" социологию до своего вечернего выпуска новостей.
Похоже, что дав журналистам такие средства, городская власть перестала ограничивать себя в использовании "ВИТЫ" для собственных целей.
В остальные СМИ манипулятивная социология попала через рассылку на электронную почту. Большинство винницких редакций, которые уважают свою аудиторию и соблюдают закон, проигнорировали этот "вброс".
Проверка профессиональности компании, представила данные опроса, – это задача издания или информационного транслятора, а не зрителя или читателя. Если компания, которая представила данные социологического опроса, не является членом профессиональных сообществ, не имеет социологов в штате, не публикует на своем сайте подробную информацию о методологии проведения опроса, не имеет опыта проведения социологических исследований, не является готовой предоставить дополнительную информацию о проведенном исследовании, то это порождает сомнения в качестве и надежности данных,
– заявляла Социологическая ассоциация Украины накануне старта избирательной кампании.
Однако на нескольких сайтах "рейтинги" все же опубликовали: vn.presspoint.in.ua, news.vn.ua, myvin.com.ua, vlasno.info.
Также фейкову социологию распространили в группе поддержки одного из кандидатов по 11-му округу. Особый цинизм работы пиарщиков кандидата заключается в том, что распространяя такого рода информацию, они пишут об использовании "черных" технологий против него самого. Это, собственно, тоже своего рода технология, хотя и достаточно примитивная.
Уже много лет СМИ в Виннице не занимаются беспристрастным донесением информации, зато обслуживают интересы, в частности, политические и коммерческие, людей из окружения мэрии. Поэтому, в основном, винницкая община получает только ту информацию, которую для нее "канализует" городская власть. Так задается направление мыслей, навязываемых симпатии, диктуются ценности и создается пул "своих" – тех, кого надо поддерживать, а также "неугодных", кого надо осуждать.
Яркий пример-вот этот двенадцатиминутный сюжет " Виты":
Однобокость, предвзятость, отсутствие баланса и других стандартов журналистики трудно не заметить. Авторы передачи построили сюжет и прописали текст таким образом, чтобы убедить зрителей в сомнительных качествах одних кандидатов и преподнести в хорошем свете других. О части кандидатов даже не вспомнили, о некоторых – рассказали худшее из их биографии. В то же время, скандальные страницы из жизни Кистиона и Марцинкивского: коррупционные скандалы, уголовные производства и политическая "переобувка" – ни пары с уст. Грустно признавать, но получается, что 16 миллионов винничане заплатили для того, чтобы их держали за дураков…
Ручная сетка газет, журналов, радиостанций, телеканалов, интернет-порталов, групп в соцсетях и блогов – сильный антикризисный инструмент. Его запускают, когда надо приглушить резонанс, уменьшить общественное сопротивление, сделать из активной общины, которая борется за свои права, равнодушных зомби, которым подавай только "хлеба и зрелищ".
Выборы – это кризисный период для каждой власти. Именно в это время достается весь политический арсенал, все инструменты и активы – информационные и человеческие прежде всего. В случае с Винницей, желание провести "своих" в Верховную Раду является настолько сильным, что к армии "прикормленные" профессиональных журналистов присоединили кучку чернушников-любителей. А журналистов сделали рупорами грязных пропагандистских месседжей и исполнителями политических "заказух".
Остается надеяться, что жители города все же сумеют отличить законную предвыборную агитацию от манипулятивной. И сделают соответствующие выводы о кандидатах, которые прибегают к таким методам – можно лишь представить, чем такие "принципиальные люди" будут заниматься, попав в Верховную Раду.