Выбор даты празднования

Обычно, если в истории нет точной даты документу о создании армии или флота, то торжественным днем считается первое боевое крещение. В независимой Украине впервые официально про Военно-Морские Силы (ВМС) заговорили еще 24 августа 1991 года в постановлении Верховной Рады "О воинских формированиях в Украине". Уже вскоре – 18 января 1992-го – военнослужащие 3-й школы водолазов ЧФ первыми приняли Присягу на верность народу Украины. 26 января к ним присоединились и 17 бригада кораблей охраны водного района Крымской военно-морской базы. Однако ни одно из этих событий не имеет отношения к установлению сегодняшнего официального праздника.

Впервые День ВМС Украины был торжественно отмечен 1 августа 1997. В этот день на прежних кораблях Черноморского флота ВМФ СССР, перешли в состав ВМС, был торжественно поднят военно-морские флаги Украины. Ввели этот праздник по просьбе Военного Совета Военно-морских Сил в честь первых широкомасштабных учений украинского военного флота, которые произошли в период с 30 июля по 1 августа 1996 года. Тогда на выполнение учебных задач в море вышли 14 боевых кораблей и судов обеспечения ВМС Украины – фрегат "Гетман Сагайдачный", большой десантный корабль "Константин Ольшанский" с десантом морской пехоты на борту корвета "Луцк", "Винница", "Чернигов" и "Хмельницкий", ракетный катер "Каховка", разведывательный корабль "Симферополь" и суда обеспечения. Всего в учениях приняли участие почти 2500 военных моряков. Заключительная фаза учений состоялась 1 августа в присутствии и под руководством президента Украины – Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины Леонида Кучмы. После завершения учений был проведен парад кораблей ВМС на внешнем рейде Севастопольской бухты. Именно 1 августа на фрегате "Гетман Сагайдачный" и был поднят президентский штандарт во время пребывания Леонида Кучмы на корабле.

Поднятие украинского флага на одном из кораблей ВМС

Читайте также: Кучма рассказал, для чего России разрушенный Донбасс

День ВМС 1 августа ежегодно отмечался в Военно-Морских Силах Украины до 2005 года. Однако такая дата не устраивала военных моряков, ведь празднование приходилось на будние дни. Кроме того, оно происходило после праздничных мероприятий Военно-морских сил РФ, чьи корабли также базировались в Севастополе. Поэтому президент Виктор Ющенко в 2006 году перенес этот праздник на первое воскресенье июля. Но уже в 2008 году отменил День Военно-Морских Сил, введя День Флота. Дату оставил ту же – первое воскресенье июля.

Следующий президент – Виктор Янукович – тоже решил изменить дату празднования. И своим указом в 2011 году перенес празднование Дня флота на последнее воскресенье июля. Так украинцы начали отмечать праздник вместе с российскими военными моряками.

И уже в 2015 году президент Петр Порошенко издал указ о праздновании Дня Военно-Морских Сил. И выбрал дату – первое воскресенье июля, которая в 2017 году пришлась на 2 июля. Так украинцы снова начали отмечать этот праздник отдельно от страны-агрессора.

Первая морская война между Украиной и Россией

Несмотря на то, что Украина до 2014 года не имела никаких войн на своей территории, военные столкновения все же имели место. В том числе и с применением ВМС.

21 июля 1992 года первым кораблем, который вошел в состав ВМСУ и сразу же после этого прошел боевое крещение, поскольку был обстрелян тогда российским десантным судном, стал сторожевик (а по международной морской терминологии – фрегат) СКР-112 во главе с капитан-лейтенантом Сергеем Настенко, пишет "Историческая правда".

Стреляли по сторожевику из носовых 30-миллиметровых артиллерийских установок малого десантного корабля на воздушной подушке МДК-184, который тоже входил в состав Черноморского флота. И если бы попали в СКР-112, на котором было 40 тонн взрывчатых веществ, то разорвали бы его на куски вместе со всем 96-личным экипажем этого корабля – восемью офицерами, шестью мичманами, 27-ю старшинами и 55-ю матросами.

МДК-184 и рисковал навлечь на себя ответный огонь двух универсальных артиллерийских установок АК-729 – спаренных 76-миллиметровых пушек с боекомплектом в 1400 снарядов, размещенных в конечной части корпуса СКР-112.

Фрегат СКР-112

Несмотря на это, он был атакован, кроме МДК-184, еще и малым противолодочным кораблем МПК-93 и ракетным катером на подводных крыльях РК-260 из того же ЧФ. Оба неоднократно пересекали курс сторожевика и сбрасывали швартовые концы, чтобы, намотав их на винты СКР-112, остановить его даже после того, как из него передали радиосообщение: "Иду под Государственным Флагом Украины. Нахожусь в территориальных водах Украины. Вся ответственность за возможные последствия ложится на вас".

Однако его атаковал еще и сторожевик ЧФ "Разительний", на котором в полной готовности стояла группа захвата – вооруженные морские пехотинцы. Перед абордажем он еще и пытался протаранить винты и рулевое устройство СКР-112.

А в это время над тем кружили два гидросамолета Бе-12, чьи пилоты получили приказ имитировать торпедную атаку по СКР-112. Но поскольку командование ЧФ проигнорировало просьбу командира этого авиазвена повторить тот приказ при включенном магнитофоне, потому летчик опасался личной ответственности за провокацию против сторожевика, вооруженного артустановками, то атака на СКР-112 с воздуха не состоялась.

К тому же, вскоре гидросамолеты от сторожевика отогнал его "ангел-хранитель" – истребитель Су-27, пилот которого присягал на верность народу Украины. Откликнувшись на вызов командования Одесского военного округа спасать сторожевик от расстрела или абордажа, пилот Су-27 стартовал с аэродрома Бельбек в Крыму даже несмотря на то, что командование ЧФ направило на взлетные полосы аэропорта ракетную установку "Град".

На помощь СКР-112 вышли и дислоцированные в Балаклаве и Одессе пограничные корабли, чьи экипажи тоже присягнули на верность народу Украины. Эскортируя СКР-112, они прервали попытку гидрографического катера ЧФ закрыть сторожевику вход в Одессу, где он, оторвавшись наконец от преследования благодаря удачному маневрированию, счастливой случайности, истребителю Су-27 и пограничникам, благополучно ошвартовался.

Но на этом скандалы вокруг СКР-112 не закончилась. Перейдя на сторону Украины, он был переименован в "U-132", а в 1997 году – разобран на металлолом. И никто из экипажа фрагата не был представлен к наградам.

Читайте также: Атака России со стороны Черного моря: мнение адмирала

Еще до этого первым кораблем на Черном море, который в годы независимости поднял украинский государственный флаг, был морской тральщик "Сигнальщик". 28 июня 1992 года экипаж тральщика под командованием капитана 3 ранга Теймура Сулейманова, протестуя против принятия присяги на верность СНГ, присягнул вместо этого украинскому народу и первым на флоте поднял флаг Украины. До 1991 года командиром тральщика был капитан-лейтенант Игорь Тенюх, однако за свои политические взгляды последний был отстранен от должности командира корабля. Именно он с 27 февраля по 25 марта 2014 года исполнял обязанности министра обороны Украины.

1 июля вышел приказ министра обороны Украины о внесении морского тральщика к корабельному составу ВМС Украины, однако экипаж "сигнальщиков" в это время уже был расформирован, а на корабль командования Черноморского флота перевело другую, "благонадежную" команду. Большая часть старой команды тральщика пришла к организационной группе Военно-морских Сил Украины, где они были зачислены на украинскую службу. Часть людей вошла в состав экипажа фрегата "Гетман Сагайдачный", который готовился к спуску на воду.

Тральщик, несмотря на приказ министра обороны, Украине передан так и не был, а в 1994 году он был выведен из состава флота.

Тральщик

Тральщик "Сигнальщик"

Читайте также: Российский корабль пытался захватить украинский спасательный катер: опубликовано видео

Захват Россией украинских кораблей во время аннексии Крыма

В результате оккупации Крыма войсками России, в ночь на 6 марта 2014 года большой десантный корабль "Константин Ольшанский" вместе с шестью боевыми кораблями ВМС Украины был заблокирован в озере Донузлав. Для этого оккупантами на выходе из бухты Донузлав было затоплено два российских корабля "Очаков" и "Шахтёр", 7 марта было затоплено еще одно судно, а 13 марта было затоплено четвёртое списанное судно. Таким образом было создано баррикаду, что заблокировало выход из бухты кораблям Военно-Морских Сил Украины.

20 марта российские военные выдвинули ультиматум украинским военным о переходе на сторону России.

Экипаж корабля "Константин Ольшанский" был одним из тех, кто отказался выполнить этот ультиматум, оставшись верными присяге. 21 марта экипаж стал держать круговую оборону вместе с другим кораблем ВМС Украины – тральщиком "Черкассы". 24 марта большая часть экипажа покинула корабль, не перейдя на сторону России. На корабле осталось 20 военных, которые, по сообщению командира корабля, "должны стоять до конца". 24 марта около 200 российских штурмовиков с использованием гранат и автоматического оружия захватили корабль "Константин Ольшанский".

В то же время морской тральщик "Чекркасы" 21 марта совершил попытку вырваться из Донузлава под песню "Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг". Однако попытка была неудачной и корабль стал на якорь, чтобы не сесть на мель. После этого корабль стал держать круговую оборону.

23 марта экипаж совершил повторную попытку прорвать блокаду. Корабль попытался пройти между двух затопленных российских кораблей. "Черкассам" это почти удалось, однако к ним подошел российский катер и ударил в бок. После этого носовая часть "Черкасс" оказалась на мели.

24 марта после захвата российскими военными корабля "Константин Ольшанский", "Черкассы" оставался единственным военным кораблем на Донузлаве под украинским флагом. 25 марта вечером российские военные захватили корабль. Штурм осуществлялся с помощью двух вертолетов Ми-35 и трех скоростных катеров. Он длился более 2 часов.

Читайте также: Украинские военные моряки придут в Крым и вернут его Украине, – Парубий

Рейдовый тральщик "Геническ" тоже был заблокирован в озере Донузлав. 23 марта он пытался прорваться из заблокированной бухты. И уже на следующий день – 24 марта – был захвачен, а на нем был поднят флаг России. 20 мая этого же года рейдовый тральщик без флагов опознования был выведен российскими буксирами из Донузлава для передачи украинской стороне за пределами 12-мильной зоны и дальнейшей его буксировки в Одессу. В данное время корабль базируется в Очакове.

Тральщик "Геническ"

Потеря кораблей после аннексии Крыма

После захвата Крыма в 2014 году Россия установила свой триколор на 51 украинском корабле, в том числе и на единственную подводную лодку "Запорожье". Из списка кораблей ВМС Украины в начале удалось оставить у себя 10 кораблей: фрегат "Гетман Сагайдачный", артиллерийский катер "Скадовск", разведывательный корабль "Переяслав", водолазное судно "Нетешин", Сухогрузную баржу "Сватово", катера "Владимир-Волынский" , "Южный", АК-01 и АК-02, противодиверсионный катер "Голая Пристань".

Впоследствии часть из захваченных кораблей Украине удалось вернуть. В целом Украина потеряла около 70% корабельного состава вследствие оккупации Крыма Российской Федерацией, в том числе 11 боевых кораблей и катеров. Среди них и большой десантный корабль "Константин Ольшанский", а также корветы "Тернополь" и "Луцк", которые используют в качестве "доноров" для российской техники.

Читайте также: Сколько украинских судов присвоила Россия после аннексии Крыма