На этой неделе мы сделали еще один важный шаг в этом направлении – запустили Дия.AI на портале Дия. Это первый в мире государственный AI-агент, который не просто отвечает на вопросы, а предоставляет услуги прямо в чате. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.

К теме Цифровая экономика – шанс Украины стать технологическим лидером мира

AI-ассистент работает в формате открытого бета-тестирования, и вы уже можете получить первый сервис с помощью AI – справку о доходах. Постепенно будем запускать новые услуги, которые будет предоставлять AI.

Мы фокусируемся на том, чтобы трансформировать Дию с цифрового сервиса на полноценного AI-агента, который будет работать 24/7, без заполнения лишних форм и полей. Так, Дия постепенно становится проактивным помощником во взаимодействии украинцев с государством.

AI-агент не просто отвечает на вопрос как чат-бот, а может выполнять действие, которое попросил пользователь – достаточно дать свой запрос, а агент сделает задание за вас. Например, пишете AI-ассистенту в чате: "Хочу справку о доходах", – и получаете ее в личном кабинете пользователя на портале Дия с предварительным оповещением о готовности на почту.

Агенты являются передовым решением в сфере ИИ, и такой формат полностью меняет процесс получения услуг в мире. В общем, будущее – за агентивными государствами, и Украина активно движется к такому формату взаимодействия, когда от потребности до результата – всего один запрос, когда AI-агенты становятся вашими персональными помощниками и сами формируют план действий, инициируют услугу и самостоятельно реализуют все этапы выполнения запроса.

Мы уверенно идем по этому пути и уже стали первыми в мире, кто запустил национального AI-ассистента агентного подхода, который не только консультирует, но и предоставляет услуги в режиме единого окна.

Что такое Дия.AI?

Дия.AI – это персональный AI-ассистент, который консультирует и предоставляет услуги. Визуально он напоминает ChatGPT или другие AI-чатботы, которые мы уже привыкли использовать. На первом этапе AI-ассистент будет доступен на портале Дия, а впоследствии появится и в приложении.

Уже сегодня Дия.AI выполняет ряд задач.

  • Во-первых, консультирует и предоставляет пошаговую инструкцию по получению всех доступных услуг на портале, а также о проектах Минцифры. Например, можете спросить, как продать авто через Дию, подать заявление о еВідновлення или выбрать грант на собственное дело от Дия.Бизнес.
  • Во-вторых, AI-ассистент поможет подобрать услугу под жизненную ситуацию. Например: "Мой дом поврежден". AI-агент подскажет, что вам нужна услуга еВосстановление, направит, куда отправить фото и как отправить заявку в комиссию.
  • В-третьих, получение услуг без лишних шагов – ключевое преимущество Дия.AI. Это наиболее инновационная и революционная часть. Ассистент предоставляет их непосредственно в чате, делая процесс максимально удобным. Уже сейчас доступна первая услуга – справка о доходах. В будущем перечень сервисов будет расширяться, а Дия.AI станет единым окном для получения всех услуг на портале Дия.

Дия.AI работает в формате открытого бета-тестирования, параллельно продолжает обучаться. Как и любой системе на базе LLM, нужно время, чтобы "накапливать" знания и становиться лучше. Поэтому каждый, кто пользуется Дия.AI, уже может давать свой фидбек.

Если вам понравился ответ на вопрос, поставьте "действенный" (лайк), если нет – "не действенный" (дизлайк). После этого вам откроется поле, в котором вы сможете описать, что именно не понравилось. Наша команда будет дообучать ассистента, учитывая ваш фидбек, чтобы каждый следующий ответ был более качественным.

Заметьте Готовы забрать все: Федоров рассказал будет ли Украина закупать новые дроны в 2025 году

Как работает Дия.AI?

Дия.AI работает на базе генеративного искусственного интеллекта. Это означает, что агент не ищет готовые ответы в базе данных, а создает их заново каждый раз. Когда вы формируете запрос, AI-ассистент обращается к обширной языковой модели, анализирует ключевые слова, сценарий, контекст – и формулирует уникальный ответ на основе всех знаний, которыми обладает. То есть AI работает не как энциклопедия, а как начитанный эксперт, формирующий ответ на основе знаний, которые имеет.

Именно поэтому Дия.AI может по-разному отвечать на одинаковые запросы, принимая во внимание контекст и формулировки. Это позволяет ассистенту быть гибким и адаптированным к пользователю. С другой стороны, качество ответа AI зависит и от четкости вашего запроса, с наличием ключевых слов и контекста.

Техническая составляющая Дия.AI

Дия.AI работает на модели Gemini 2.0 Flash от Google, дообученной на внутренней базе Минцифры – услуги на портале и в приложении Дия, Дия.Бизнес, Дия.Образование и тому подобное.

Для ассистента используется внутренняя (локальная) On-Premise инфраструктура периметра Дия и cloud-модель Google. При этом данные из реестров скрываются от cloud-модели Google.

Для дополнительной безопасности запрос пользователя проходит фильтр Guardrail, который блокирует потенциально вредоносный или подозрительный контент.

Дия становится AI-агентом

Когда мы создавали Дию, наша цель была сделать получение государственных услуг таким простым и быстрым, как заказ такси или бронирование отеля. Сегодня мы идем дальше – строим цифровое государство, которое само реагирует на потребности каждого гражданина. Дия.AI – первый шаг на этом пути. Впереди еще больше удобных и качественных сервисов, меняющих взаимодействие гражданина и государства.