Но так и не смогло навести порядок у себя дома.

Государственные органы до сих пор остаются сложным "пазлом", не способным быть «собранным» и проконтролированным на самом высоком уровне, без отдельных частиц которого не может развиваться страна.

Очевидно, что для фундаментальных реформ нужно время и огромное количество ресурсов, но начать можно с малого, было бы желание. А вот желание намеренно или ненамеренно отсутствует. Мало того, желание поднимать страну отбивают и у бизнеса, и у населения.

Рассмотрим ситуацию на примере нашумевшей в этом году истории с запасами сахара Государственного специализированного бюджетного учреждения (ГСБУ)
"Аграрный фонд" в Черкасской области.

История "хищения" черкасского сахара очень наглядно показала проблемы государственного управления, заставила разобраться в ситуации, и, что самое главное, задать вопрос "кому это выгодно?"

"Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда…" (С)

Ранее ряд СМИ сообщал о том, что у ГСБУ "Аграрный фонд" по состоянию на ноябрь 2015 года якобы пропало в общей сложности почти 500 тонн сахара-песка, что составляет треть запасов данного продукта в Украине. Эта "новость" вообще могла бы пройти мимо внимания общественности, если бы на месте сахара был непопулярный или ненужный подавляющему большинству населения Украины товар. К примеру, комплектующие для космических кораблей, которые уже давно не запускают с территории Украины или запасы специального питания для космонавтов времен СССР. Но пирамида Маслоу расставила все на свои места и заставила Агрофонд отчитаться по стратегическим запасам.

А был ли мальчик-сахар?

Пробраться на склады ГСБУ "Аграрный фонд", чтоб убедиться в наличии или отсутствии запаса сахара, для простого смертного украинца задача невыполнимая. И даже если бы такой шанс выпал, то текущая ситуация вряд ли может быть репрезентативной. Ведь машину времени пока что еще не изобрели и шанса увидеть сколько сахара на складе было полгода, год или три назад нет даже у специализированных органов с высоким уровнем доступа. Зато есть железная "отмазка" для госчиновников - "это все не мы, это все до нас", которая в условиях революционных настроений сообщества срабатывает для широких масс на ура. И дает возможность тихонько продать что угодно и кому угодно, получить за это неплохие деньги и максимум - осуждение действий предыдущей власти. Есть смысл минимально рискнуть, особенно, когда речь идет о трети запаса сахара страны.

Но, предположим, что сахара на складах ГСБУ "Аграрный фонд" не стало еще до прихода новой власти. Газета "Зеркало недели" ранее писала, что еще в 2011 году в этой истории возникло ООО «Ольга» (ныне банкрот), которое имело запасы сахара-песка на разных складах по Украине. «Ольга» также пыталась приобрести сахар у Агрофонда, взяв для этого кредит в «Актив Банке» под залог своих товарных запасов. Поскольку обязательства перед Банком фирма не смогла выполнить, залоговое имущество по решению суда перешло кредитору и новым собственником сахара-песка стал "Актив Банк". Все бы ничего и каждый разобрал бы свои пасочки, но на складах с запасами сырья ООО "Ольга" должен был храниться и сахар, который принадлежал Украине, поскольку в это же время велась государственная закупка сахара-песка. Или велась только по документам. В любом случае на приобретение сахара из бюджета выделили деньги, а сахара не досчитались. Этот факт стал причиной расследования со стороны Генеральной Прокуратуры Украины, которая инициировала инвентаризацию на всех складах, где должен был храниться государственный сахар. Только вот проводить ее случайно или намеренно назначили людей из «Агрофонда», не допустив к инвентаризации ни аудиторов, ни общественных наблюдателей. Под проверку попали и склады ООО "Ольга", и сахар из них был перемещен в запасы "Агрофонда" дабы скрыть хищение государственных средств. По сути госорган "отжал" у "Актив Банка" имущество.

"Это не наши еноты" (с)

Возможно, эта история могла бы тем или иным образом закончится еще в 2011-2014 годах, если бы не смена власти, экономический кризис, банкротство и выведение с банковского рынка "Актив Банка".

3 сентября 2014 года Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) ввел временную администрацию в "Актив Банк". Уже 25 декабря 2014 года ФГВФЛ начал процедуру ликвидации выше указанного банка, а 29 декабря этого же года был объявлен первый конкурс на покупку имущества Банка-банкрота.

По идее еще до объявления конкурса государство в лице ФГВФЛ должно было проверить все залоговое имущество "Актив Банка", но по какой-то причине не стало этого делать.

Основных причин на это могло быть три. Первая – ФГВФЛу попросту не хватило опыта и компетентных специалистов. Еще в августе в интервью "Новому времени" заместитель Директора-распорядителя Фонда рассказал, что в 2012 году сразу после того, как Фонд получил новый мандат по выведению неплатежеспособных банков с рынка, ему передали только два банка. В 2013 году ни одного. А в 2014-2015 годах – 54. Сотрудники Фонда впервые столкнулись с массовой и нетипичной для них работой. В сжатые сроки, кроме выплат вкладчикам, им приходилось проводить оценку активов банков. И делать выводы касательно их качества и стоимости, которые, судя по всему, делались только для проформы.

Вторая причина – нежелание выходить за пределы своей зоны комфорта и более глубоко разбираться в возникнувших вопросах. Посудите сами: с одной стороны персонал Фонда занят постоянным общением с вкладчиками, выплатами им, поиском инвесторов и принятием решений по ликвидациям, а здесь еще какой-то сахар на складе, до которого надо доехать и как-то его пересчитать. А потом еще и разбираться с другими претендентами на товар, если таковые возникнут в процессе более тщательной проверки. Хотя на имущество "Актив Банка" сотрудники Фонда должны были обратить особое внимание, т.к. в феврале 2015 года в интервью "Зеркалу недели" Глава Фонда упоминал "Актив Банк" как пример банка с разворованными активами.

И третья – это намеренная продажа несуществующего имущества. Действовал здесь ФГВФЛ в связке с Агрофондом или по собственной инициативе – покажет или не покажет время и следствие.

Так или иначе, но в конечном итоге залоговое имущество в виде сахара было продано ЧП "Офир". Продано представителю реального бизнеса, за реальные деньги и не где-то там за углом непонятно кем, а государственным органом. Только получить свою законную покупку ЧП "Офир" не может по сей день.

Точку в этой истории могла бы поставить публичная проверка складов Агрофонда. Но это никому не выгодно. Выгоднее продать сахар на черном рынке, деньги поделить между всеми участниками аферы по вертикали власти, а недостачу перекрыть за счет дурака – честного бизнесмена.

Вести бизнес прозрачно до сих пор не является возможным, а любые попытки доказать негосударственной компании свою правоту терпят фиаско и отправляют ее с претензиями назад во времени к прошлой власти. Вот и получается, что от перестановки слагаемых сумма не меняется: на Востоке страны люди гибнут за ее светлое будущее, отдельные персоны пытаются сделать хоть что-то положительное для Украины на местах, а государственные мужи и дальше наживаются на своих должностях.