В результате украинцы фактически столкнулись с более высокими общими расходами на медикаменты, чем до начала фармацевтической реформы. В материале 24 Канала анализируем, как изменились цены в аптеках Украины.
Читайте также Госпрограммы в аптеках: за три года украинцы сэкономили на лекарствах 15 миллиардов гривен
На какие препараты снизилась цена
Реформа предусматривает снижение цен на 100 самых популярных среди украинцев медикаментов. Сюда вошли 9 видов "аскорбинки" с разными вкусами, перекись водорода, нафтизин и многие препараты без доказанной эффективности.
В то же время в списке нет жизненно важных медикаментов, необходимых для лечения онкологических, эндокринных и других серьезных заболеваний. Поэтому фармацевты, с которыми пообщались журналисты 24 Канала, отмечают: некоторые потребители так и не почувствуют снижения цен.
Президент ассоциации "Производители лекарств Украины" Петр Багрий в комментарии Укринформа утверждает, что в список вошли препараты, которые чаще всего покупают украинцы, но при этом признает, что сами потребители критикуют перечень. Он отрицает предположение об участии фармпроизводителей в формировании списка, перекладывая ответственность на самих украинцев.
"Есть рынок, и если сегодня аскорбиновая кислота попадает в 100 наиболее употребляемых, то на нее надо снизить цену. И не производитель определял, что этот препарат туда попал или не попал... То, что потребляем, то и имеем в лидерах, поэтому здесь вопрос только к нам, как к потребителям, что туда попало, а что нет", – заявил Петр Багрий.
Изменение цен производителями: рост перед снижением
В то же время в фармации прослеживается четкая тенденция в изменении цен производителей с ноября 2024 года по март 2025-го. В декабре цены на некоторые препараты начали расти и к марту они увеличились в среднем на 30 – 40%. К примеру, препарат "Тонорма" (от давления) за три года вырос в цене втрое, а сейчас "подешевел" до цены начала 2024 года.
Среди других показательных примеров – препарат с действующим веществом диазолин украинского производства "Дарница", который с 2021 года по февраль 2025 года вырос в цене на 235%.
Специалисты предполагают, что производители заранее могли готовиться к фармацевтической реформе. На это указывает и динамика роста цен на отдельные препараты из списка топ-100. Их стоимость у производителей стремительно выросла с 2021 года – в среднем на 200%, а с 1 марта опустилась – на 30%.
Как выросли цены производителей с 2021 до 2025 года / Инфографика, предоставлена 24 Каналу
Предвидя реакцию и требования после отмены маркетинговых договоров и снижения наценок, производители необоснованно в течение почти полгода поднимали цены. Для такого роста не было экономических оснований: ни инфляция, ни курс валюты не менялись настолько существенно. А потом показательно снизили цены, сделав на этом пиар,
– говорит один из представителей фармрынка на условиях анонимности.
Если анализировать изменение цены иностранных препаратов, то такой тенденции не наблюдается, ведь их практически не коснулась реформа, а в перечень самых популярных лекарств вошли препараты только украинских производителей.
При этом в фармацевтических компаниях объясняют: цены в аптеках на определенные лекарства будут снижаться по мере реализации их остатков, закупленных еще по старой стоимости. Подорожание же некоторых медикаментов объясняют ростом затрат на производство, в частности подорожанием логистики и перебоями с поставками электроэнергии.
Иностранных препаратов практически не коснулась реформа / Фото Freepik
Почему исчезли скидки для потребителей
Одним из главных нововведений реформы стал запрет маркетинговых договоров между производителями и аптеками. До реформы в Украине насчитывалось более 50 производителей, которые выпускали практически идентичные препараты. Например, только анальгинов и эналаприлов существовало по 10 – 15 наименований от разных производителей.
Маркетинговые договоры возникли как инициатива самих производителей из-за избытка аналогичных препаратов на рынке. Благодаря этому аптеки получали от производителей скидки, которые в условиях конкуренции направляли на уменьшение цен для конечного потребителя. То есть аптеки имели возможность предоставлять потребителям различные скидки и акционные предложения на жизненно важные лекарства.
После запрета маркетинговых договоров средства, которые ранее шли на скидки, остались в фармацевтических компаниях. При этом аптеки потеряли финансовый инструмент для предоставления скидок, а производители, получив дополнительные доходы, не снизили свои отпускные цены.
Вследствие реформы аптеки потеряли финансовый инструмент для предоставления скидок / Фото Shutterstock
Анализ структуры формирования цен на лекарства в Украине, по данным аналитической компании Proxima Research, показывает, что наибольшую долю в формировании цены составляют производители – более 72% от конечной стоимости препаратов. Вклад аптечной розничной сети составляет 20%, а дистрибьюторов - 8%.
Итак, удешевление лекарств оказалось скорее иллюзией, чем реальным падением стоимости. Для потребителей новое регулирование означает потерю доступа к скидкам, которые ранее могли составлять до 30% на жизненно важные препараты, а также риск уменьшения ассортимента лекарств из-за снижения рентабельности аптечного бизнеса.
В то же время для аптек последствия реформы могут быть драматическими. Ожидаемый финансовый результат после нововведений может быть убыточным – на уровне около -3%. Это означает, что около 1200 аптек-ФЛП, которые работают в селах, рискуют закрыться в ближайшее время из-за невозможности покрыть операционные расходы. Наибольшую угрозу новое регулирование представляет для небольших сел и прифронтовых регионов, где аптеки часто являются единственным источником доступа к лекарствам.
Что предлагают эксперты
Для достижения реального снижения цен на лекарства необходимо комплексное регулирование, которое будет охватывать всех участников рынка, в частности производителей, которые имеют наибольшее влияние на формирование конечной стоимости препаратов.
Специалисты фармсектора предлагают альтернативный подход к обеспечению доступности лекарств, который соответствует европейским практикам. Они выступают за введение системы открытых реестров предельных оптово-отпускных цен с прозрачным механизмом контроля за наценками производителей.
Эксперты также предлагают не запрещать, а регулировать маркетинговые договоры, так как это практикуют в странах ЕС, обеспечивая их прозрачность, и ограничить количество идентичных препаратов на рынке. Эти меры могли бы обеспечить снижение цен на все лекарства, создавая баланс между государственным контролем и рыночными механизмами.
Производители должны снизить цены и на другие препараты за счет дополнительной маржи, которую они получили после отмены маркетинговых договоров. Сейчас снижение произошло только для препаратов из списка топ-100, а по остальным позициям, отмечают эксперты, финансовое бремя полностью переложено на потребителей и аптеки.