В то же время такое промедление с введением новых правил отвечает интересам игроков теневого рынка. Как отмечает журналист Евгений Плинский, 40% АЗС в Украине нелегальные, а это примерно 1500 заправочных точек. По его словам, все игроки рынка имели достаточно времени подготовиться к изменениям, однако, похоже, теневой бизнес заручился поддержкой премьера Владимира Гройсмана.

40% цены топлива составляют разного рода налоги, поэтому с одного литра водители платят 12 гривен налогов, которые должны идти, в частности, на ремонт дорог. Однако полную сумму за топливо берут и теневые операторы, никаких налогов не платят, отмечает журналист. Именно из-за деятельности таких заправок водители жалуются на качество сомнительного горючего.

Закон, который в прошлом году одобрил парламент, предусматривает четкое лицензирование всех операций с топливом и его электронный учет со всеми объемами перемещения, чтобы избежать махинаций. Евгений Плинский отмечает, что премьер Гройсман блокирует введение этой прозрачной схемы отказом вносить правки в нормативные акты, чтобы закон работал правильно. Таким образом глава правительства саботирует уничтожение теневых схем на украинском топливном рынке.

Между тем специалисты оценивают рынок нелегального топлива в 10 миллиардов долларов в год.

Справка: 8 ноября 2018 года Верховная Рада приняла в первом чтении правительственный законопроект №9260 о внесении изменений в Налоговый кодекс. Решение поддержали 233 народных депутата. Новая система электронного администрирования реализации нефтепродуктов должна быть введена с 1 июля. Ее основным элементом является акцизная накладная – обязательный документ, который формируется в электронной форме на всех этапах реализации горючего – от НПЗ или госграницы Украины до АЗС. Такой механизм делает невозможным уклонение от уплаты акцизного налога, например, через оприходование контрафактных нефтепродуктов от фиктивных предприятий, оформление фиктивного производства и тому подобное.