Указанные суда зашли в порты Большой Одессы под загрузку чугуном, рудой, металлом и другим незерновым грузом, однако не успели выйти в результате полномасштабного вторжения и не имели возможности воспользоваться "зерновым коридором" из-за характера груза на борту.

К теме Зерновой коридор работает: из портов Одесщины вышло уже 2 судна с украинской пшеницей

Вопросы клиентов, по которым специалисты Одесского офиса "Ильяшев и Партнеры" предоставляли консультации, касались, в основном, правомерности и обоснованности заявлений судовладельцев об абандоне (признание судов подвергшимися полной конструктивной гибели) согласно Закону о морском страховании 1906 года (Marine Insurance Act) Соединенного Королевства, а также предусмотренных украинским правом механизмов принудительной разгрузки судов без согласия cargo interests (фрахтовщиков/грузоотправителей/грузовладельцев/грузополучателей). В частности, специалисты разрабатывали механизмы применения мер обеспечения иска в поддержку арбитража в London Maritime Arbitrators Association по применимому английскому праву.

Позиция судовладельцев заблокированных в портах Большой Одессы судов заключалась в том, что суда подверглись конструктивной гибели, ведь полностью упущена возможность свободного владения и пользования судами вследствие военных рисков. К тому же маловероятно, что будет возможность восстановить такое владение, или стоимость восстановления превысит стоимость судов. Также предметом споров была невозможность выхода судов «зерновым коридором» в связи с отказом cargo interests согласовывать выгрузку.

Однако страховщики настаивали, что судовладельцы на самом деле не упустили возможность свободно владеть и пользоваться судами, ведь в случае замены груза на продукцию АПК, они смогут беспрепятственно выйти "зерновым коридором", однако не прилагают надлежащих усилий для разгрузки. В конце концов, заблокированные суда Primus (ex Polarstar), Anna Theresa (ex Filia Glory) и Puma были освобождены и безопасно вышли из портов Большой Одессы.

Над проектами работала команда Одесского офиса юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" во главе с советником, адвокатом Сергеем Неделько.

Напомним, что после отказа российской федерации от зерновой сделки Украина искала новые возможности для выхода из черноморских портов нашего государства судов, заблокированных с начала полномасштабного вторжения 24 февраля 2022 года. По состоянию на начало августа 2023 года из портов Большой Одессы (Одесса, Южный и Черноморск) все еще не вышли 7 из них.

10 августа 2023 года стало известно, что приказом навигационного поручения ВМС ВСУ №6 от 08 августа 2023 года были объявлены новые временные маршруты движения гражданских судов в/из черноморских морских портов Украины.

По состоянию на 15 сентября 2023 года временными маршрутами воспользовались 5 судов, среди которых контейнеровоз Joseph Schulte, вышедшие из Одесского порта балкеры Primus и Puma, а также балкеры Anna Theresa и Ocean Courtesy, которым удалось выйти из порта Южный.