Местные выборы
— Я остаюсь ярым поклонником децентрализации. И считаю, что это одна из ключевых реформ, которую нужно проводить и дальше в нашей стране. Сегодня есть уже определенные результаты. А что касается выборов, то они прошли на достаточно должном уровне. Хотя тот закон, который есть, далек от совершенства. В условиях децентрализации очень важно, чтобы люди имели возможность выбрать ту власть, которая будет решать именно их проблемы.
Очень важно, чтобы каждая территория имела своего представителя в том или ином органе местного самоуправления. Есть внутрипартийная конкуренция. Поэтому результаты выборов — это, скорее всего, результаты тех лидеров, которые представляли ту или иную политическую силу на определенной территории.
Выборы в Красноармейске и Мариуполе
— Пока не состоялись выборы в Красноармейске и Мариуполе, но этот вопрос Рада решила. Я считаю, что в демократической стране мы не имеем права никоим образом лишать людей права избирать свою власть. Самое главное, чтобы выборы соответствовали всем международным стандартам и были безопасными. Там, где невозможно было обеспечить соответствующий уровень и безопасность, были выдвинуты предложения гражданских администраций, чтобы там не проводить выборы. Так решила ЦИК, и это ее право. Но моя позиция заключается в том, что все органы местного управления должны быть выбраны. Поэтому очень важно восстановить мир и все сделать для того, чтобы провести выборы во всех уголках Украины. Не хочу говорить за всех, но люди имеют право выбирать ту власть, которой доверяют.
Политическая измена
Закон предусматривает механизм отзыва депутата — отозвать может не местная партийная ячейка, а центральная — Киев.
— Это был компромисс политических сил, который, на мой взгляд, является недостаточно демократическим инструментом, а для того, чтобы больше влиять и иметь влияние на организации. С другой стороны это был предохранитель — когда избираются от одной политической силы, а потом начинают переходить в другие политические силы. Я считаю, что политическая измена, которая стала нормой жизни, должна быть ликвидирована вообще. Я считаю, что нужно сделать две вещи: первая, все-таки разработать выборный кодекс и найти понимание в том, чтобы утвердить правила выборов независимо от того, когда они происходят. Вторая позиция: не менять правила выборов за три-пять месяцев до выборов, это принципиально важный вопрос. Должны быть единые правила, тогда будет кристаллизоваться новая политическая сила, политическая элита. Местные выборы влияют на две вещи. Первая — это наведение порядка и поддержка развития территорий. Вторая — это так называемые социальные лифты: когда люди приходят в местные советы — могут идти дальше во власть. А опыт местного самоуправления, регионального управления является ценным опытом, который имеет сегодня Украина.
Работа парламента
— Политическая воля — это воля, которая может объединить необходимое количество голосов для принятия решения. Воли одного спикера, или одной фракции, или нескольких фракций недостаточно. Для того, чтобы что-то изменить, нужно иметь критическую массу тех, кто это поддерживает. В коалиции есть большинство, но есть разные точки мнения. Поэтому наша главная задача — стараться смоделировать работу таким образом, чтобы эти решения были приняты. Нам нужно вести диалог. И я бы хотел, как результат системы выборов, иметь в нашей стране качественный, европейский выборный кодекс, который мы утвердим, и все будут понимать, что эти правила для всех. Тогда будет осуществляться настоящая демократизация нашего государства. Это принципиально важно для Украины. Для того, чтобы система работала, нужен новый регламент, который будет достаточно совершенным. Даже наши европейские партнеры, с которыми мы сегодня работаем, говорят, что этот регламент многое не регулирует, а во многом он надрегулирует. С другой стороны — там есть фракции и группы парламента, а нету внефракционных депутатов, присутствующих в зале.
Если мы не будем обеспечивать результативное голосование по качественным законам, то это угрожает территориальной целостности нашего государства, реформам в стране и ухудшению качества жизни людей.
— Любой политик или любая государственная личность всегда готова нести ответственность. Я работаю десять лет у власти и за все, что я сделал за десять лет, готов нести ответственность.
Судьба Мосийчука и бегство Клюева
— Есть много свидетельств, указывающих на то, что, я бы так сказал, это олицетворение коррупции в депутатском корпусе. К большому сожалению. Но это должен устанавливать суд. С другой стороны, при рассмотрении предложения генпрокурора украинский парламент принял решение сделать отклонение от стандартной структуры, включить этот вопрос в повестку дня для немедленного рассмотрения. Это было решение Верховной Рады Украины. Далее, когда это решение было внесено на рассмотрение в соответствии с предыдущим решением ВР, парламент дал согласие на привлечение к уголовной ответственности. Мы никого не осуждали, мы установили справедливость и показали всем, что брать взятки, прикрываясь мандатом, недопустимо. Предложение Генеральной прокуратуры Украины было таким — дать согласие на снятие неприкосновенности. И Верховная Рада его дала. На момент принятия решения по поводу снятия неприкосновенности Сергей Клюев был в зале Рады. Все остальные вопросы должны быть адресованы нашей правоохранительной системе — почему он исчез, как он покинул сессионный зал, как он покинул место своего постоянного проживания, потому что я не знаю где он, слухи разные ходят.
Когда речь идет о неэффективности тех или иных органов власти, я считаю, что есть две проблемы: не только изменить тех, кто у власти, а и изменить саму систему.
— Например, мы приняли решение о государственном бюро расследований, это понятно, что следствие теперь будет передано ГБР. Далее позиция следующая: кто будет работать в этом Бюро расследований? Как их отобрать? Как этих людей обеспечить всем необходимым, чтобы они были независимыми? Вторая позиция — кадровая. Сегодня есть конкурсные механизмы, но очень трудно сегодня оценивать насколько они являются положительными.
Задержание Геннадия Корбана
— Что касается задержания Геннадия Корбана. Я узнал о его задержании из СМИ. И это абсолютная правда. Вы можете в это верить, можете нет. Мы проанализировали с нашими европейскими коллегами — только 7% законов обеспечиваем рассмотрение и голосование, причем 93% мы обрабатываем в комитетах, в управлениях.
Выполнение коалиционного соглашения и внутренняя реформа ВР
— Моя задача — сделать внутреннюю реформу украинского парламента. И то, что мы будем презентовать в январе, призвано для того, чтобы сделать более совершенными и процедуры, и прозрачность работы парламента. Создать службу, которая будет предоставлять и профессиональную оценку соответствия нашего законодательства европейским стандартам. Что было сделано? Мы предложили план законодательного обеспечения реформ, систематизировали все стратегические документы, в том числе, коалиционное соглашение. Это наша внутренняя инициатива. В перечень тех вопросов, которые нам нужно принять во исполнение соглашений об ассоциации, на выполнение коалиционных соглашений. И мы прошли примерно 400 законов. С тех 400 законов уже, наверное, треть приняты, что является очень хорошим показателем. Это семь блоков вопросов, начиная с национальной обороны, и заканчивая гуманитарной политикой. Я считаю, что самая главная наша проблема — это институциональная слабость. Что это значит? Что органы управления страной не совсем адекватно сформированы к тем вызовам, которые есть у нас сегодня. Систему и выборный кодекс нужно менять.
"Свой человек" в Госкомземе и закон о праве общин управлять землей
— Этот закон является неоднозначным, потому что он не совсем дает полноценное право общинам управлять. С другой стороны — мы вводим принцип, хотим ввести принцип вездесущности местного самоуправления не только в управлении землей, но и в управлении всеми процессами, которые осуществляются на территории. То есть это и есть настоящая децентрализация.
Председатель Госкомзема, который сейчас распоряжается земельными процессами в стране, Максим Мартынюк сам признавал, что Владимир Гройсман фактически способствовал его назначению. Об этом он сказал в интервью "Зеркалу недели".
— Именно Максим Мартынюк стоял у истоков закона Украины о децентрализации ГАСК и уничтожении центральной вертикальной системы ГАСК Украины, вступившего в силу 1 сентября 2015 года. Теперь все государственные архитектурные строительные инспекции образуются в местах, могут образоваться в регионах, а не в центральных органах власти. Вторая позиция — обеспечил систему эффективного контроля управления земельными ресурсами. И еще одна очень важная — занимался тем, чем должен заниматься Госгеокадастр: не распределять земли, а, наоборот, делать земельный кадастр Украины.
Государство на сегодняшний день имеет монополию фактически на управлении всеми земельными ресурсами, находящимися в распоряжении Украины. И это не меняется, несмотря на то, что прошло уже 2 года новой власти, и на то, что в парламенте лежит большой объем соответствующих законопроектов, которые позволят исправить эту ситуацию.
"Список нехороших дел"
Игорь Ткачук считается человеком от Владимира Гройсмана. Посетил 19 из 97 заседаний ВР. Когда Гройсман стал спикером, Ткачук возглавил "Укрпочту".
— Он является руководителем областной организации "Удар" Винницкой области. Человек, с которым я проработал до 2002 года депутатом горсовета, а затем мэром. Родной брат народного депутата Геннадия Ткачука. Нет, он не возглавил "Укрпочту"! Он был заместителем руководителя "Укрпочты" с 2014 года, это правда, с какого месяца, я не помню. Но я подчеркиваю, что он был партийным функционером партии "Удар". Я могу сказать — не то, что не имею отношения к "Укрпочте", я пользуюсь услугами "Укрпочты", хотя считаю, что та работа, которую проводит Игорь, абсолютно нормальная, на мой взгляд. Единственное, что меня соединяет с этими людьми, так это то, что они все из Винницы. Я знаю Игоря 10-12 лет. Более того, могу сказать, что когда я был мэром, Геннадий Витальевич и Игорь Витальевич были в жесткой оппозиции к Владимиру Борисовичу Гройсману, будучи партийными функционерами "Батькивщины".
Партия Гройсмана
— Я горжусь тем, что моя местная Винницкая команда ("Винницкая Европейская стратегия" — 24) приняла решение продолжить то, чем мы занимались последние 10 лет. Мы на самом деле создали настоящую стратегию развития Винницы. И закон предусматривал, что это должно быть баллотирование от политической партии. "Винницкая Европейская стратегия" — это команда профессиональных и качественных людей и я счастлив, что они пошли и люди нас поддержали. Это означает, что большинство — ответственная позиция, а дальше мы будем оценивать позицию самой команды и результаты ее деятельности.
Развал коалиции?
— В коалиции есть возможность обновления коалиционного соглашения, определения общих приоритетов и попытки объединиться округ конкретных решений. Вопрос в том, что мы сделали в рамках украинского парламента, правительства и коалиции, что должны сделать дальше, то есть должна быть работа над ошибками. И далее, под конкретный план действий, мы можем дальше делать шаги вперед и двигаться. Я пользуюсь и мнениями членов коалиции, руководителей фракций, и нет такого желания — выйти из коалиции. Ситуация непростая, дискуссии очень сложные. На решения мы выходим тоже непросто. Как показывает наш опыт взаимодействия — мы можем находить решения для того, чтобы обеспечить качественное голосование.
На самом деле в коалиции нет координатора и это нехорошо. Я думаю, ну, сейчас очередь Юлии Владимировны.
У меня есть надежда, что в рамках коалиции будет найден общий язык, в том числе, и при взаимодействиях. Коалиционное соглашение возможно будут просматривать, давать оценку сделанного. Нам нужен обновленный коалиционный договор, новый план действий, абсолютно четкая ответственность и мы должны оценивать не критериями "плохой или хороший", а способен или не способен выполнять задания.
Правительство Яценюка
— Когда придет время оценивать, Арсений Петрович выйдет и скажет: "раз, два, три, четыре, пять, пожалуйста, оценивайте" и все. Моя позиция следующая: мы всегда привыкли искать лишнего, этого выбросили, этого тоже, нам нужно искать не это, нам нужно понять три позиции, если вы хотите дальнейшей перезагрузки.
Есть те, кто его защищает. А нам нужно посмотреть на него объективно.
— Я помню 2014 год, когда он пригласил меня на работу в правительство. Мы пришли в правительство, я никогда тоже не работал в центральной власти, только на региональном уровне, и на казначейском счете, я могу ошибиться, но примерно 180 тысяч гривен, ничего не оплачивается, денег нет. Я думаю, что у него есть сильные стороны и он сделал очень много ответственных шагов, есть и ошибки, очевидно, и о них он должен сам сказать. Сейчас вопрос стоит не в этом, а в том, чтобы провести черту под тем, что произошло, наметить план на ближайшую перспективу в полгода, понять, что мы сделаем в финансовой сфере, налоговой, социальной, как мы будем развивать экономику, как мы будем бороться с коррупцией на таможне. В принципе за это время мы какой-то опыт уже накопили. И когда мы это сделаем, а я считаю, что мы должны это сделать очень быстро до конца этого года, и тогда мы поймем, берет ли премьер-министр на себя эту ответственность. И я считаю, что это будет очень положительно если он скажет: "Я беру эту ответственность". Берет ли коалиция ответственность за сферы жизни страны? Берет. И общая ответственность, общий план действий и абсолютно четкий план операционных действий, я думаю, что это выход из ситуации. Если так произойдет, я могу сказать, что я готов как председатель Верховной Рады все делать для того, чтобы объединять коалицию, помогать решать задачи, планы и все делать для того, чтобы все удалось. Я к этому готов.
Об увольнении Арсения Петровича — могут быть разные варианты, но я всегда имею способность быть достаточно оптимистичным и смотреть в положительный сценарий, а не в отрицательный. Поэтому давайте подождем.