Работами Довженко восхищались и называли полным хламом, то обвиняли в украинском национализме, то в дружеских связях со Сталиным – именно в таких условиях и творилось поэтическое кино Александра Довженко, которое принесет украинцу мировое признание.

Метко о нем сказал Чарли Чаплин, мол славянский кинематограф дал миру только одного режиссера – и это Довженко.

Он вырос в бедной семье на хуторе в Черниговской области. В детстве пережил немало семейных трагедий, в частности смертей братьев и сестер, всего их было тринадцать. В конце концов это не помешало ему получить образование и даже поучиться некоторое время в Германии.

Как не странно, Довженко начал свою карьеру с комедий и планировал только ими и ограничиться. Впрочем, отсняв две ленты, обращается к другому жанру – поэтическому кинематографу.

Фильм "Звенигора" об исторической судьбе украинского народа был снят за каких-то сто дней. Довженко отбросил все правила киноискусства и внес свое видение.

Ленту показывали на экранах Франции, Англии, Америки, а вот советская публика раскритиковала. Таким будет проклятие режиссера – работы, которыми он гордился больше всего, никогда не воспринимали на Родине.

Такая же история повторилась и с лентой "Земля". За рубежом он стал сенсацией. Кинокритики писали: "Если вы не видели яблок в "Земле", то вы вообще не видели яблок", а в 1958 году ленту внесли в список 12 лучших фильмов в истории кино.

Зато в украинском прокате "Земля" продержалась чуть более недели. Советские критики настолько обругали работу, что Довженко буквально поседел и постарел за несколько дней.

А потом были работы на заказ – то лента к очередной годовщине Октября, то заказ от Сталина. Это спасало Довженко от репрессий и Гулага, но оставляло ощущение страха. Заведенный на него формуляр "Запорожец" активно пополнялся доносам.

Последней идеей Довженко была съемка фильма о полете в космос.

Читайте также: "Тени забытых предков" — украинский шедевр, который вошел в программу Гарварда