Первая и самая масштабная теневая схема заключается в тарифных манипуляциях. В частности, ограниченный круг компаний имеет исключительные заниженные тарифы на перевозку. То есть, переместить одну тонну сырой руды им стоит втрое дешевле, чем одну тонну уже готовой продукции.
Нам 10-летиями рассказывали о том, что государство должно поддерживать отдельные отрасли экономики, которые работают на глобальных рынках, то есть продают свою продукцию по мировым ценам и при этом они получают дополнительные преимущества за счет искусственно заниженной цены на перевоз или своего сырья, или продукции,
— рассказывает эксперт по транспорту Александр Кава.
Читайте также: "Укрзализныця" дискриминирует промышленников, — СМИ
Такое право, скажем, имеют компании СКМ — Рината Ахметова и Ferrexpo AG Константина Жеваго. Подобные скидки действуют и в европейских странах, но доступ к ним имеют все. В Европе недополученная прибыль железной дороги государство покрывает дотациями. В Украине никаких компенсаций нет. Поэтому тарифная лояльность на руку только олигархам. И отнюдь не "Укрзализныци" или ее работникам.
Во второй схеме заинтересовано непосредственно высшее руководство "Укрзализныци" — говорят эксперты. Аренда государственных вагонов в несколько раз ниже частной цены. Получается, что вагонным парком спекулируют те, кто его распределяет. Из-за сезонного дефицита, железнодорожный состав становится на вес золота, а черная касса за поданный транспорт оседает в карманах чиновников.
В 2015 году был тариф 200 гривен за подачу такого вагона. В прошлом году эти тарифы выросли до 1500 гривен, так как дефицит. Дефицит порождает спрос и на этой разнице спроса и предложения как раз и обнаруживается коррупционная складовая,
— говорит директор программы "Инфраструктура будущего" Владимир Шульмейстер.
Читайте также: Металлурги просят Госрегслужбу не позволять УЗ "придумывать" тарифы на использование полувагонов
Чтобы преодолеть эту схему и ряд других не нужно менять законодательство. Надо просто отказаться от государственного регулирования, предоставить всем равные условия и отпустить тарифы в свободное рыночное плавание.
Третья схема связана с закупками уникальных комплектующих. В структуре "Укрзализныци" есть собственный институт сертификации. Согласно тендеров допускаются только те, кто прошел проверку и получил зеленый свет. Сертификат на поставку крепления рельса к шпале имеет только корпорация КРТ. Из-за монополии предприятие диктует не рыночные, а собственные цены — почти в три раза дороже, чем в Европе. Владельцами производства являются нардепы братья Дубневичи. Но они не единственные кто пользуется псевдо-уникальностью своих запчастей. По приблизительным оценкам, по этой схеме "Укрзализныця" ежегодно теряет около 50 миллионов гривен.
Читайте также: В "Укрзализныце" анонсировали инновационную смену, которая касается пассажиров
Кроме озвученных коррупционных сценариев, "Укрзализныця" просто утонула в целом ряде серых схем. На государственном предприятии регулярно закупают запчасти бывшие в употреблении или бракованные, воруют горюче-смазочные материалы, отмывают сотни миллионов на электроэнергии, и за все время для руководящего состава не было никакой уголовной ответственности. Министр инфраструктуры Владимир Омелян убежден — миллионные потоки покрывают не на предприятии, а в высших эшелонах власти.
Не надо назначать каких-то супер гуру, которые давали бы лекции по стратегии на 100 лет вперед. Просто надо забрать свинью и дать яблоне родить яблоки. Отсутствие наказания — оно провоцирует коррупцию,
— делится министр.
Читайте также: Омелян похвастался судебным решением о передаче Укрзализныци Минэкономразвития
Из-за недополучения прибыли "Укрзализныця" едва сводит концы с концами. Чтобы предприятие не остановилось, экономят на всем: ремонт железнодорожного полотна, недопоставки комплектующих и обновление вагонного парка. По оценкам экспертов, если в ближайшее время ситуация не изменится — "Укрзализныця" проживет не более 5-ти лет.