На фоне кризиса в экономики отечественные компании все активнее осваивают продвижение и продажу своих товаров и услуг в онлайне. Количество заказов, получаемых ими в онлайне, растет даже на фоне сокращения промышленного производства и снижения экономической активности в целом.

Самыми популярными онлайн-категориями традиционно стали продукты и напитки, а также сельское хозяйство. Количество заказов на Allbiz в этих категориях выросло в полтора и два раза по сравнению с итогами 2014 года. Эти две категории уже несколько лет возглавляют топ и вряд ли упустят лидерство в следующем году. Лидирующие категории по сравнению с прошлым годом остались прежними – изменились лишь места в тройке лидеров. Сельское хозяйство смогло обойти рынок одежды и обуви, поднявшись с прошлогоднего третьего места на второе. Это свидетельствует о снижении активности конечных покупателей на розничном рынке, с одной стороны и увеличении активности компаний b2b-сегмента с другой.

Популярны у покупателей были также одежда и обувь, стройматериалы, а также дерево и пиломатериалы. На их долю пришлось около 16% от общего количества онлайн-заказов украинских компаний. Также в топ-10 попали товары для здоровья и красоты, тара и упаковка, промышленность, авто-мото-велотехника, товары для спорта и отдыха.

Интересно, что все отрасли из топ-10 рынков продемонстрировали существенный рост по сравнению с прошлым годом. Так, продукты и напитки выросли на 50%, сельское хозяйство – на 65%, одежда и обувь - на 41%. Стройматериалы прибавили в количестве заказов 61%, дерево и пиломатериалы – 71%, а промышленность -75%.

Товары для здоровья и красоты нарастили количество заказов на 48%, авто-мото-велотехника – на 59%. Тара и упаковка также выросли на 59%, а спорт и отдых – на 50%.

Среди ведущих категорий есть сразу несколько таких, которые выросли благодаря повышению спроса со стороны зарубежных заказчиков.

За 2015 год экспортное сальдо по заявкам на Allbiz почти утроилось. По данным ресурса, самыми активными странами партнерами Украины по онлайн-экспорту по итогам года стали Россия, Польша, Турция, Казахстан, Беларусь. Индия, Китай и Молдова. При этом самую значительную динамику продемонстрировали Беларусь, Россия и Казахстан. Количество заказов из этих стран выросло на 108%, 55% и 40% соответственно.
Интересно, что товарооборот с РФ, не смотря на политический конфликт двух стран растет. Впрочем, в связи с введением запрета на поставку украинской продукции, который должен вступить в силу со следующего года, экспорт в РФ может просесть.
В этом году также значительно вырос интерес к товарам украинских компаний со стороны стран ЕС. Самую значительную динамику продемонстрировал онлайн-экспорт в Германию, который вырос в два раза.

Основными странами ЕС, которые заказывали продукцию украинских компаний в онлайне в первом полугодии, стали Польша, Румыния, Греция, Болгария и Италия. На долю первых двух пришлось 43% от общего количества заказов из ЕС. Греция, Болгария и Италия получили по 8% от суммы всех интернет-заявок. Во втором полугодии в тройку лидеров вошли Германия и Чехия, а Румыния и Греция опустились на 5-ое и 6-ое места соответственно. Но доля первых трех стран по сравнению с первым полугодием выросла с 51% до 56%.

Польша же является самым крупным импортным партнером Украины из стран ЕС. В следующем году аналитики Allbiz ожидают всплеска экспорта в Западную Европу и Северную Америку. В то же время товарооборот с нашими основными партнерами, как минимум, сохранится на сегодняшнем уровне.