Трудности передвижения
Общественный транспорт для таких как он - самое тяжелое испытание: троллейбус, метро и снова троллейбус. Трудности ждут уже на первой остановке. Троллейбуса с низким полом, которым могут воспользоваться люди на коляске, Олег ждет час.
Чтобы попасть в метро, Олег и его жена Марина пользуются специальными лифтами, которыми оснащены новые станции метро. На старых их не предусмотрено.
В переходе на центральной станции Майдан Незалежности платформа, предназначенная для подъема инвалидов, не работает. Кнопка вызова помощи покрыта паутиной.
"Я, передвигаясь с помощью метрополитена, должен подъехать сюда, нажать на эту кнопку, подождать 5 минут. Должен был бы прийти специальный человек, разложить эту площадку. Я бы на нее заехал. Ограничили бы меня этими желтыми перилами. Он бы сделал с помощью этого принципа подъем меня на уровень площади", - рассказывает Полозюк.
В районном дорожно-эксплуатационном управлении Олегу объяснили, что нет ставки оператора, который должен осуществлять подъем инвалидов.
Не все особенные люди могут работать
Но далеко не все особенные люди, которых в Украине насчитывается почти три миллиона, могут работать. Евгений Стрепетов - инвалид с детства из-за церебрального паралича. Живет на пенсию 884 гривен в месяц. Днями Евгений ездит на коляске вокруг своего дома, и раз в неделю посещает церковные собрания.
И всякий раз попасть домой для него - проблема. Больше всего он мечтает поехать в санаторий.
Константин Галак вырос в интернате для инвалидов, поскольку родители отказались от него на четвертый день после рождения.
Несмотря на инвалидность, Константин получил высшее образование, работает бухгалтером в Национальной ассамблеи инвалидов. Живет в общежитии и все время боится выселения. Заработок более полутора тысяч гривен не позволяет ему претендовать на социальное жилье.
"Может мне грозить выселения, потому что я уже давно не студент. У меня собственного имущества нет. Нет у меня автомобиля собственного, нет у меня дома собственного, квартиры собственной или комнаты даже собственной. Жилой площади совершенно нет, не зарегистрировано", - говорит Галак.
Впрочем, Константину повезло по крайней мере с социализацией. Если организация не имеет отношения к защите прав и поддержки людей с особыми потребностями, на работу инвалида она скорее всего не возьмет. Для таких в Украине действует рынок трудовых книжек.
"Человек с инвалидностью, он дорожит своим местом. Для него это не просто способ заработать деньги. Для него это больше. Больше почему? Он так чувствует себя нужным, начиная со своей семьи. Что он не является бременем, что он не является какой-то там гирей. Он приносит пользу для семьи, он самореализуется", - рассказал председатель исполкома Конфедерации общественных организаций инвалидов Вадим Карпенко.
Программы недофинансируют и не выполняют
В Украине государственные программы, призванные облегчить жизнь людей с особыми потребностями, годами недофинансируют и не выполняют. Ответственность за это никто не несет.
"Ющенко как президент издал указ о безбарьерности. До сих пор он не выполнен. Есть программа интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Там очень много пунктов, которые точно не выполнены. Давайте возьмем документ такой, как Конвенция ООН. В полном объеме не выполнен ни один пункт", - говорит председатель исполкома Конфедерации общественных организаций инвалидов Вадим Карпенко.
В прошлом году государство смогло полностью обеспечить инвалидов колясками, - отмечают в Ассоциации инвалидов-спинальников. Впрочем сами люди с особыми потребностями жалуются, что эти тележки дешевые и некачественные.
Появилась новая должность - уполномоченный по правам инвалидов
В этом году в Украине появилась должность правительственного уполномоченного по правам инвалидов, также собрали совет из организаций, которые занимаются такими людьми. Уполномоченный - регионал Алексей Журавко отказался рассказать, чем практически это поможет людям с ограниченными возможностями.
Известно, что члены новосозданной структуры собираться раз в месяц, чтобы обсуждать проблемы.