"Дорцентр", который будет исследовать проблему невозможности своевременного ремонта украинских дорог, входит в структуру "Укравтодора". То есть более 2 миллионов гривен госпредприятие фактически заплатит себе. Но за что именно, какие будут проводить работы и по каким технологиям, в "Укравтодоре" сообщить отказались. Дескать, такой информации еще нет.

"Финансирование работ будет осуществляться за счет средств спецфонда госбюджета, предназначенных для финансирования развития сети и содержания дорог. Основной целью научных исследований является наиболее своевременное и полное удовлетворение потребностей дорожного комплекса в новых прогрессивных технологиях", - сообщили в пресс-службе "Укравтодора".

За два года "Укравтодор" на научные исследования уже потратил более 40-ка миллионов гривен. Впрочем, это не помогло сделать безопасными украинские дороги. Качество даже построенных путей критически низкое, - говорит эксперт Геннадий Рябцев, ведь нередко строят с нарушением всех норм. Согласно ГОСТу, толщина асфальтового покрытия должна быть 10-12 см, тем не менее, строители экономят. Слой худеет на половину - до 5-ти см. А асфальт кладут прямо на песок.

"Если в Китае строится дорога, то гарантии, которые предоставляют те, кто строят эту дорогу, - 20 лет. У нас она 2-3 года. Осуществляют ремонт, когда дорога больше всего загружена. Когда на дворе 25-30 градусов тепла и асфально-бетонное покрытие - оно вообще не застывает. Оно расползается тут же, как прошел каток ", - рассказал заместитель директора научно-технического центра " Психея " Геннадий Рябцев.

Асфальт в городах сползает после очередного ливня или снежной и морозной зимы. В частности, в столице он чуть ли не ежедневно проваливается, образуя огромные ямы посреди дорожного полотна. Эксперты подсчитали, что строительство одного километра дорожного покрытия Украины чуть ли не самое дорогое в Европе - почти 5 миллионов долларов. В странах ЕС цена почти вдвое ниже.

Но о новых дорогах украинцам приходится только мечтать. Хотя каждый год в дорожные ямы закапываются миллиарды.

В этом году, говорят в "Укравтодоре", на то, чтобы хоть как-то подлатать дорожное решето, потратят более 5-ти миллиардов гривен. В следующем году за починку путей из кармана налогоплательщиков вытянут уже 10 миллиардов. Это при том, что каждый водитель с каждого литра топлива платит в среднем почти четыре гривны в дорожный фонд.

Городские дороги надолго могут остаться без ремонта. "Укравтодор" решил передать автодороги регионального значения на баланс местных властей.

"Это принцип, который находится в управлении многих европейских стран. И даже у наших северных соседей - Беларуси и России. Неправильно, когда решения по ремонту того или иного участка между двумя селами принимаются в Киеве и ресурсы распределяются в Киеве ", - говорит председатель " Укравтодора " Евгений Прусенко.

Между тем эксперты бьют тревогу: региональные автодороги сейчас в худшем состоянии за все годы независимости. В областях не могут решить даже элементарные дорожные проблемы. Например, в селе Грушевка на Буковине три года назад мост смыло наводнением. Селяне переходят реку вброд или идут в обход 12 километров.

По данным Кабинета Министров, капитального ремонта требуют 97% украинских дорог. В "Укравтодоре" заявили, что на это нужно 500 миллиардов гривен. Годовой бюджет Украины меньше этой суммы на 100 миллиардов.