Об этом говорится в блоге доктора юридических наук, профессора Ужгородского национального университета Михаила Савчина. Напомним, 15 сентября 2020 года КСУ будет рассматривать вопрос о соответствии Конституции Закона о системе гарантирования вкладов физлиц по представлению, которое было внесено Верховным Судом Украины в 2015 году. В 2016 году КСУ не рассматривал это представление, однако в июне 2020 года возобновил рассмотрение.
Как заметил профессор Савчин, с момента подачи прошло пять лет, в течение которых в сам закон было внесено множество изменений, в том числе и в положения, которые были предметом обжалования. Таким образом, даже с формальной точки зрения очевидно, что основания осуществлять конституционную проверку этого Закона по сути отсутствуют.
"Верховный Суд также ставит вопрос о признании Закона неконституционным полностью – хотя убедительных аргументов для этого он не приводит", – говорит профессор Савчин.
Комментируя приведенные в конституционном представлении рассуждения о нарушении принципа разделения властей, он отмечает, что регуляторные и управленческие функции, которыми наделены Фонд с целью гарантирования вкладов и вывода неплатежеспособных банков с рынка, не могут быть переданы другому органу. При этом основы деятельности Фонда соответствуют принципам демократической подотчетности и подконтрольности – он подотчетен и Верховной Раде Украины, и Кабинету Министров Украины, и Нацбанку.
Защита интересов вкладчиков банков и обеспечения стабильности банковского рынка осуществляется Фондом благодаря управленческим, контрольным и регуляторным функциям, которыми его наделила сама Верховная Рада.