Сегодня в Киеве под зданием Министерства внутренних дел состоялся флешмоб против подпольного игорного бизнеса. Назвали его красноречиво – "Казино внутренних дел". Активисты "Автомайдана" пришли под стены МВД с протестом против нерешенной ситуации с нелегальными казино и игорными заведениями.
Напомним, легальная деятельность игорного бизнеса в нашей стране была приостановлена законом "О запрете игорного бизнеса в Украине" в 2009 году. С тех пор игорный бизнес и участие в азартных играх – вне закона, кроме организации и проведения лотерей. Но по факту игорный бизнес в статусе нелегального не так уж и подавленно себя чувствует.
Как рассказал журналистам после завершения флешмоба директор департамента коммуникаций МВД Украины Артем Шевченко, с начала декабря во время оперативной работы выявлено 418 игорных заведений в стране. Изъято 6655 единиц игорного оборудования приблизительной стоимостью 17 миллионов гривен, а также деньги, которые были непосредственно предметом запрещенной игры – около 2 миллионов. Закончились эти действия открытием 355 уголовных производств по выявленным правонарушениям, и 20 лицам уже сообщено о подозрении. Но факт остается – подпольный игорный бизнес не ограничивается несколькими казино. Более того, по словам того же Шевченко оперативным путем установлена деятельность более 1,5 тысячи игорных заведений в стране, при этом "количество раскрытых и реально уничтоженных таких точек становится все большим". То ли полиция так хорошо работает, то ли игровые точки растут как грибы ...
Так флешмобили под МВД
"Сильные мира" за легализацию
Минстра МВД Арсена Авакова участники флешмоба назвали причастным к "крышеванию" подпольных казино.
Месяц назад, в ноябре, Аваков выложил в ФБ эмоциональный пост о том, как его "достало" бороться с нелегальным игорным бизнесом.
Подпольные казино "накрываем" регулярно, два-три в месяц, иногда вместе с покрывающими их полицейскими, иногда с чиновниками и служащими из соседних служб. Достало уже. Это борьба с ветряными мельницами. Обращаюсь к Верховной Раде с призывом: безотлагательно рассмотреть законопроекты и принять любой проект, который установит правила, ограничения на этом рынке и вернет этот теневой денежный поток под контроль государства!
– призвал министр.
Аваков отметил, что "нам нужны эти налоги", и оценил недополучение в бюджет с игорного сектора на сумму не менее 300 миллионов долларов.
Действующий генпрокурор Юрий Луценко в октябре этого года также выступил за отмену запрета на деятельность казино в Украине. Правда, его позиция – позволить официальную работу казино в 5-звездочных отелях и в элитных заведениях, "куда никогда не попадут школьники и простые украинцы".
Казино и политика
Если главные силовики страны – за легализацию игорного бизнеса, почему же вопрос пробуксовывает? Как пояснил в комментарии сайту "24" адвокат Владимир Лебедев, это потому, что вопрос легализации игорного бизнеса не является чисто юридическим. Оно, скорее, политический.
Для того, чтобы начать движение в направлении легализации, необходимо просто принять меры к прекращению действия закона о запрете игорного бизнеса, принятого в 2009 году, а для этого – депутатам нажать кнопку "за" в Верховной Раде при соответствующем голосовании. Сейчас в парламенте есть, как минимум, два законопроекта, связанных с легализацией игорного бизнеса. Они прописаны, есть соответствующие экспертные заключения. Поэтому, чтобы сделать первый шаг, надо внести хотя бы какой-то законопроект в зал, принять его за основу,
– акцентировал Лебедев.
А дальше – обсуждать, вносить поправки, исправлять недостатки и т.д. и при этом же говорить о сопутствующих аспектах: решать вопросы стоимости лицензий, налогообложения выигрышей, думать над проблемами безопасности и влияния азартных игр и тому подобное. Тем не менее, подчеркнул адвокат, с одной стороны, легализация игорного бизнеса – это действительно дополнительные поступления в бюджет, с другой – азартные игры нельзя считать полностью безопасным или полезным общественным явлением.
Руководство МВД активисты обвиняют в бездействии в вопросах нелегального игорного бизнеса
Экономический и политический аналитик Андрей Вигиринский в комментарии сайту "24" отметил, что общественная составляющая азартных игр также зависит от их легализации.
Они существуют сегодня вне закона и пользуются спросом, а раз так, то являются коррупциогенным фактором, за счет материальной составляющей позволяет органам, призванным бороться с ней, не замечать тех или иных субъектов, которые таким бизнесом занимаются. Дальше – отсутствует какой-либо контроль с участием игроков и защитой их прав, а что главнее – прав и интересов семей тех лиц, которые имеют зависимость от азартных игр и неконтролируемо допускаются к ним,
– пояснил эксперт.
Экономические "бонусы"
С точки зрения экономической составляющей, отметил Вигиринский, азартные игры должны быть легализованы. Ведь от них могут быть аккумулированы следующие поступления: одноразовая срочная лицензия на место, зал, техническую единицу (стол, автомат, компьютер), что при разумном определении стоимости и мест может стать неплохим фактором наполнения бюджета. Кроме того – налог на прибыль получателя лицензии от полученных доходов по осуществлению деятельности, плюс НДС на сопутствующие услуги, плюс можно условиями лицензии определить и дополнительную социальную нагрузку.
Еще легализация – это официальные трудоустройство работников учреждений (законодательно установленные требования по количеству и зарплаты) с уплатой налога на прибыль и ЕСВ, обслуживающая инфраструктура, инвестиции, развитие туризма, за счет приезда игроков, по аналогии с тем, как это делают наши игроки за рубежом в казино. Кроме того – налогообложение полученного выигрыша,
– добавил специалист.
Есть еще и неэкономические плюсы – контроль за лицами, зависимыми от игр, с ограничением допуска к игровым залам на основании данных единого реестра, контроль за доходами и расходами граждан, легализация капитала и как следствие возможность налогообложения, уменьшение коррупционных факторов – юридические лица, которые оплатят стоимость лицензий, в первую очередь будут заинтересованы в том, чтобы их конкуренты прекратили свою деятельность, если они ее будут вести без разрешения.
То есть в целом, уверен Вигиринский, государству надо выписать правила, сформировать регулятора и "не парить" людям голову тем, что это зло.
Ведь зло и так есть, на него просто за плату закрывают глаза, а эта плата в масштабах страны огромная и она в тени, так же как и люди, которые в ней заняты,
– отметил он.
Среди нюансов, которые должны учитывать законопроекты о легализации игорного бизнеса (и отдельные там учтены, к слову) – возможность членов семьи обратиться в уполномоченный орган с заявлением о внесении родственника в перечень тех, кому участие в таких играх запрещено в силу наличия диагноза про зависимость. Кроме этого, штрафы за нарушение лицензионных условий должны быть настолько значительными, чтобы ни одна компания-лицензиат даже не задумывалась о том, чтобы их нарушать, а за повторное нарушение – прописать лишения лицензии. Также можно выписать правила, чтобы деятельность на первых этапах была организована исключительно предприятиями, основанными украинцами, без права перепродажи доли.
Таких условий и нюансов множество. О них, собственно, и говорил Владимир Лебедев. Но – нужно в первую очередь политическое решение.
Игорный бизнес и закон
Сейчас в Раде зарегистрирован проект Закона об азартных играх. (№ 3094 от 15.09.2015). Его статус – находится на рассмотрении в комитете. А проект Закона о детенизации рынка азартных игр и обеспечение доходами бюджет с целью выполнения социальных обязательств, внесенный в Раду в декабре 2015, был отозван – возможно, это и к лучшему, ведь эксперты отмечали его коррупционную составляющую.
На этом пока все. Ждем, что победит – популизм, здравый смысл, полиция или же победит нелегальный игорный бизнес.
Все фото – с ФБ страницы "АвтоМайдан"