Артем Колюбаев имеет большой опыт работы в этой области. Он является членом Украинского Оскаровского Комитета, Украинской и Европейской киноакадемий. Кроме того, Колюбаев возглавляет общественную организацию "Союз предпринимателей кино и телеиндустрии" и компанию "Мейнстрим пикчерз".
Читайте также 10 украинских фильмов, которые следует просмотреть до конца 2023 года
Именно он продюсировал фильмы "Я работаю на кладбище", "Щедрик" и "Памфир", которые получили признание во всем мире. Артем Колюбаев рассказал 24 Каналу об особенностях работы киноиндустрии во время полномасштабного вторжения, а также об успехе украинского кино на международных фестивалях и в украинском прокате.
"Великолепный сигнал для нашей киноиндустрии"
Артем, вы являетесь председателем Совета по государственной поддержке кинематографии Украины. Это главный орган по распределению финансирования кино на территории всей страны. В бюджет в следующем году заложена рекордная довоенная сумма финансирования украинского кинопроизводства. Расскажите подробнее о работе Совета и планах на следующий год.
Я возглавляю Совет по поддержке кинематографии с мая 2021 года. Одна из моих главных миссий – максимально промотировать украинское кино как внутри страны, так и по всему миру. В ключевые полномочия Совета входит право конечного утверждения перечня фильмов, которым предоставляется государственное финансирование по результатам конкурсов, а также согласование изменения существенных параметров фильма в процессе его создания по заявлению субъекта кинематографии, который получил государственную поддержку (полностью или частично). К существенным параметрам фильма относятся:
- творческая концепция фильма,
- общая смета,
- сметная стоимость,
- хронометраж фильма,
- сроки производства,
- а также личности режиссера-постановщика, автора сценария.
Артем Колюбаев – председатель Совета по вопросам государственной поддержки кинематографии
Несмотря на военное положение, Совет продолжил свою работу в полном составе. В настоящее время он занимается тем, что промотирует украинское кино и пытается выделять средства, хотя их сейчас мало в бюджете. Это нужно для того, чтобы наши фильмы были представлены на всех кинофестивалях, на которые их отбирают. И чтобы команда смогла прилететь и представить свой фильм.
Как мы можем видеть из опубликованного проекта госбюджета на следующий год, правительство возобновляет государственное финансирование в довоенных объемах. Это отличный сигнал для нашей киноиндустрии. Мы сможем вернуть производство фильмов на высокий уровень 2021 года и даже превзойти его.
В первый год своей каденции в Совете благодаря вам удалось реализовать единую государственную систему электронного учета билетов – "Единый электронный билет". Нам также известно, что, несмотря на войну, вы успешно реализовали благотворительный марафон украинских фильмов CinemAid. Расскажите о нем поподробнее.
Несмотря на то, что законодательно было предусмотрено внедрение системы единого билета в 2017 году, во времена предыдущего Совета по государственной поддержке кинематографа этого так и не произошло. Одной из первых моих инициатив была реализация проекта "Единый электронный билет". Совет, который я представляю в качестве главы, на одном из первых заседаний в мае 2021 года принял решение профинансировать создание системы единого билета.
"Единый электронный билет" – система сбора, учета и обработки информации о демонстрации кинофильмов в кинотеатрах Украины. Статистический модуль системы предполагает сбор данных обо всех транзакциях: как продаже, так и возврате. По ним можно строить отчеты в разрезе залов, кинотеатров, сетей и отдельно по фильмам или дистрибьюторам. Модуль аналитики позволяет сравнить динамику и характер продаж фильмов. Проект предусматривает также инструменты, которые помогают прогнозировать кассовые сборы в разных регионах.
Эта система была создана для:
- эффективного использования и планирования государственного бюджета;
- получения прозрачной отчетности;
- стимулирования развития украинского кинематографа;
- формирования привлекательной открытой индустрии для международного рынка
Система прошла все согласования и утверждения в профильных министерствах и Государственном агентстве по вопросам кино. Сейчас, несмотря на войну, "Единый электронный билет" активно интегрируется по всем кинотеатральным сетям Украины. Это огромный вклад в украинскую киноиндустрию.
Также с начала вторжения Совет по государственной поддержке кинематографии, Государственное агентство по вопросам кино, а также общественная организация вместе запустили благотворительный марафон CinemAid. Я как глава ОО "Союз предпринимателей теле- и киноиндустрии" был одним из создателей марафона. Мы его презентовали 29 марта 2022 во Львове на площадке UKRAINE MEDIA CENTER, которая транслирует эфир на английском языке через ресурсы международных партнеров. Таким образом, нам удалось максимально заявить о своих амбициозных планах.
CinemAid – это уникальное событие в украинском кинематографе. По сути это первый благотворительный киномарафон международного масштаба. Как вам удалось реализовать эту идею и объединить всех правообладателей для успеха этого мероприятия?
Это действительно уникальный проект, благодаря которому нам удалось собрать около 80 украинских фильмов в одну библиотеку для показов по всему миру.
Я был первым, кто передал свои фильмы для демонстрации в марафоне. Фильм "Щедрик" открывал проект во многих странах. Это были громкие премьеры в Варшаве, Торонто и Нью-Йорке. В последнем городе лично запускал марафон вместе с представителями консульства Украины. Мы организовали показы в более чем 50 странах мира.
Это вызвало большой ажиотаж у зрителей и действительно поражало – одновременно по всему миру проходили благотворительные показы украинских фильмов. По сути, это своего рода рекорд по демонстрациям украинского кино в стольких странах за такой короткий промежуток времени. В рамках марафона наши фильмы увидели люди в Австрии и многих других странах Европы, а также в Южной Корее, Австралии, Канаде, США. Показы в Корее проводились впервые. Мой фильм "Щедрик" открывал марафон в Сеуле. Были отличные результаты.
Хочу добавить, что CinemAid – уникальный проект, аналогов которому никогда не было. Нам удалось реализовать его благодаря синергии и организованности. Также мы смогли объединить продюсеров и индустрию, собрать средства на поддержку кинематографистов Украины.
Украинские фильмы получают признание на международных кинофестивалях
О выпуске фильмов во время войны
Артем, вы успешный продюсер с большим количеством реализованных проектов. Только за последний год, во время войны, вы выпустили три киноленты. Первой из них стала фестивально успешная драма "Я работаю на кладбище". Что было решающим аргументом, чтобы пойти на риск выхода в кинотеатры во время военного положения?
Да, действительно, выпускать фильмы во время войны – это очень рискованно. Мы не понимали, пойдут ли вообще люди в кинотеатры, будет ли электроэнергия, или из-за воздушных тревог кино невозможно будет смотреть.
"Я работаю на кладбище" прекрасно показал себя на международной арене. У нас были премьеры на Варшавском, Британском, Пражском и Стокгольмском фестивалях. На Montelupo Fiorentino International Independent Film Festival и Munich Film Awards мы одержали победу в категории "Лучший фильм".
Лента была готова в 2021 году, а премьера планировалась на 2022 год. Однако война немного сместила даты. У нас была очень успешная фестивальная дистрибуция. Международные эксперты и зрители высоко оценили качество фильма. Было ясно, что лента не может лежать на полочке, мы должны ее выпустить.
Как продюсер я счастлив, что в прошлом сентябре мы вышли на полноценный прокат, чем показали, что украинское кино живо. Мы продемонстрировали украинцам качество нашего кинематографа. Зрители очень хорошо восприняли "Я работаю на кладбище". В отзывах писали, что поход на наш фильм заменяет визит к психотерапевту и помогает решить многие вопросы, упорядочить мысли. В ленте были затронуты вечные проблемы жизни и смерти, когда наши герои боролись с травмами.
Главным стало то, что наш фильм был продан на платформу Netflix и очень долго занимал ведущие позиции. Он занимал второе место среди всех фильмов на Netflix Украина. Это очень крутой результат! Вся команда довольна результатами работы и тем, какую жизнь завоевала лента на всех платформах. Думаю, что очень скоро у фильма будет премьера на телевидении. Это кино действительно стоит того, чтобы его посмотреть.
Феномен успеха фильмов "Щедрик" и "Памфир"
Ваш второй фильм "Щедрик" также получил признание и награды на международных фестивалях и был представлен даже на других континентах. По вашему мнению, в чем заключается его феномен?
Да, вторым моим фильмом, выпущенным во время войны, стал "Щедрик". Мы побили абсолютный рекорд проката фильма в Украине – это более 13 недель. Большим достижением стало то, что после второй недели зрителей было больше, чем в первую. Это свидетельствует о "сарафанном радио", благодаря которому люди шли на показ все больше.
"Щедрик" также стал хедлайнером CinemAid, который проходил по всему миру. Его показали в Канаде, Австралии, Корее, во всех странах Европы, почти на всех континентах. В Нигерии он получил Women's International Film Festival Nigeria WIFFEN – приз за лучший фильм. Был фильмом закрытия на Ирландском кинофестивале Galway Film Fleadh.
Феномен заключается в том, что люди любят исторические картины. К сожалению, в Украине мало снимают такого. Этот жанр мне понятен, потому что одним из первых моих фильмов был "Круты 1918", и он был первым, который рассказывает историю боя под Крутами, так же и с "Щедриком". Он также вышел в кинопрокат, собрал более 13 миллионов гривен. Это рекордная сумма для военной драмы.
Мы вошли в 10 лучших военных драм, снятых за всю историю независимости Украины, и занимаем второе место по количеству проданных билетов. "Щедрик" был продан на разные платформы и вскоре выйдет на Netflix. Поэтому я считаю, что украинское кино актуально, и это один из фильмов, которым я, как продюсер, горжусь.
"Памфир" стал первым украинским фильмом за время независимости Украины, который попал в программу Quinzaine на международном Каннском кинофестивале, а его премьера закончилась овациями. Вы как продюсер ожидали такой бурной реакции?
Действительно, мы первые из Украины, кто попал в эту престижную программу. Наша премьера проходила на Каннском фестивале в программе Quinzaine, Directors Fortnight. Это очень престижная и авторитетная программа для первых полных метров режиссеров со всего мира. Directors' Fortnight как независимое киномероприятие было основано в 1969 году Обществом кинорежиссеров Франции – объединением французских кинематографистов, сформировавшееся сразу после событий мая 1968 года, чтобы защищать художественные, моральные, профессиональные и экономические свободы в кино, а также участвовать в разработке новых структур кино. Двухнедельник режиссеров был построен по принципу "кинематографистами для кинематографистов".
Артем Колюбаев является продюсером фильмов "Я работаю на кладбище", "Щедрик" и "Памфир"
За всю историю независимости нашего государства украинский фильм впервые попал в эту программу, это большая честь для нас. После окончания фильма были семиминутные овации, об этом писала пресса как украинская, так и мировая. Но это было только начало для фильма "Памфир". Он занял призовые места на одиннадцати кинофестивалях в Австралии, США, Италии, Чили, а также на Киевском фестивале "Молодость". Стал лауреатом премии "Киноколо" – это престижная награда украинских кинокритиков. Мы вышли в прокат в марте 2023 года и это также был молниеносный успех. Мы собрали более 14 миллионов гривен в украинском прокате.
"Памфир" продали на Netflix, где он получил много отзывов. Я считаю, что мы хорошо проделали свою работу. Количество фестивалей и наград об этом говорят. Стать лауреатом пяти премий "Киноколо" очень важно. У нас были серьезные конкуренты, и "Памфир" победил. По версии The Guardian, "Памфир" оказался среди лучших фильмов 2023 года.
Также он был номинирован на премию Европейской киноакадемии. Это говорит о том, что этот фильм понятен не только украинцам, но и всему миру. Люди глубоко принимают ленту, поэтому такая реакция и отзывы. Он прошел полноценный прокат в странах Европы. Это беспрецедентная история для украинского фильма, и мы этим очень гордимся.
Украинское кино развивается даже во время войны / Фото Артема Колюбаева
О планах на будущее
Артем, нам также известно, что вы являетесь членом Европейской киноакадемии. Это очень престижная ассоциация профессионалов, в которую стремятся попасть все европейские киноспециалисты и в ней не так много представителей Украины. Как вы присоединились к академии и в чем заключается ваша деятельность там?
С 2021 года я стал членом Европейской киноакадемии, в которую попасть гораздо сложнее, чем в украинский аналог. Ведь там насчитывается более 4 тысяч академиков за все время ее существования, то есть за 34 года. Быть там – почетная миссия, потому что в эту академию входят авторитетные кинодеятели с европейским признанием, такие как Майк Дауни, Ребекка О'Брайен, Агнешка Холланд, Бертран Тавернье и другие. Очень сложные условия, чтобы попасть туда. Для молодых киноакадемиков, кому менее 36 лет, нужно иметь полнометражный фильм, представленный на международных фестивалях А класса, и иметь локальную награду.
Я попал в академию, потому что мой фильм "Круты 1918" был награжден "Золотой Дзигой" и мои фильмы были презентованы на фестивалях класса А. По таким критериям меня избрали в Европейскую киноакадемию. Я участвую во всех голосованиях. Также у этой академии есть ежегодная премия, которая присуждается европейским фильмам по определенным категориям. Хочу отметить, что "Памфир" был номинирован как фильм-открытие, и это очень круто попасть в такую номинацию.
Также Европейская киноакадемия представляет кинематографистов по всей Европе и способствует их развитию, присуждает премии и занимается деятельностью, связанной с кино.
У вас есть фильмы в разработке. На какой из них вы делаете профессиональную ставку?
Действительно, у меня есть проекты в разработке. Я ко-продюсер фильма "Ее звали бы Марта", съемки которого должны были начаться в марте 2022 года, но в результате мы их перенесли. Сейчас ищем международных партнеров и есть интерес, но пока не могу раскрывать детали. Надеюсь, что в этом году мы приступим к съемкам. Этот фильм будет успешным. Это последний фильм, который я начал продюсировать до того, как стал главой Совета по поддержке государственного кино.
Также мы сейчас завершаем фильм "Безумцы", ко-продюсером которого я являюсь. Он прошел в официальную программу Варшавского международного кинофестиваля. Это очень престижный и авторитетный международный кинофестиваль класса А и это огромная победа для всей нашей команды. Я рад, что приложил максимальные старания для успеха этого фильма. Я работал над ним от разработки идеи, которая размещалась на нескольких страницах, и до финального монтажа, который сейчас увидит весь мир. Это тяжелая драма о 1988 годе, карательной медицине в Советском Союзе.
Если говорить о более глобальных планах, то государство закладывает в следующем году значительную сумму в поддержку украинской киноиндустрии. И главное, на чем я сейчас сосредоточил свою работу как председатель Совета государственной поддержки кинематографа – это запуск в производство десятков украинских фильмов в 2024 году. На мне огромная ответственность за обновление украинского кинематографа. И я уверен, что с достоинством с этой задачей справлюсь, задействовав все свои международные связи и опыт.
*Все фото предоставлены Артемом Колюбаевым. Автор фото – Александр Пилюгин, JetSetter.ua