Mobile ID – это идентификация с помощью мобильного телефона, предоставляется услуга мобильными операторами. На SIM-карту записывается цифровая подпись абонента и таким образом человек может использовать его вместо паспорта и идентификационного кода. Хотя само оформление Mobile ID происходит на основании этих документов.

Читайте также: Что такое и чем полезен Mobile ID

Как подключить Mobile ID

1. Зайти в магазин мобильного оператора с необходимыми документами, подписать заявку на активацию услуги.
2. Обменять сим-карту на новую, которая поддерживает Mobile ID
3. Активировать услугу Mobile ID с помощью специалиста мобильного оператора.

Как пояснил президент "Киевстара" Петр Чернышов, соответствующая SIM-карта имеет специальный криптомодуль. Она еще лучше защищена производителем, а объем памяти больший, чем в обычной, чтобы можно было хранить несколько ключей.

Для подключения выполняется 2 операции: выдача SIM-карты как носителя части ключа и связка этой SIM-карты с Центром сертификации, где хранится вторая половина ключа.

Мобильный оператор делает сверку одного ключа с другим, проводит регистрацию, подтверждение через SMS. Ключ становится разделенным, сопоставленным, и происходит выпуск сертификата. Вы подписываете договор, что вам выдан ключ электронной цифровой подписи и идентификации. И все ваши транзакции с его использованием будут записываться в Центре сертификации Минюста.

Какие документы нужны

Для физлица:

  • Оригинал паспорта гражданина Украины (плюс выписка о месте регистрации, если паспорт в форме ID-карты);
  • Оригинал учетной карточки налогоплательщика (при наличии).

Для юрлиц и физлиц-частных предпринимателей также нужны документы, подтверждающие государственную регистрацию предпринимателя или предприятия, а также копии документов, подтверждающих право лица представлять предприятие (приказ о назначении на должность, например).

Читайте также: Электронная цифровая подпись: как получить и за сколько?

На что способен Mobile ID

С помощью Mobile ID можно идентифицировать себя в сети для пользования различными онлайн-сервисами, например, заходить в интернет-банкинг без необходимости ввода логина-пароля, так же заходить в интернет-базу данных, онлайн-магазины, подписывать электронные петиции, голосовать за различные общественные проекты. А потенциально, говорят эксперты, с помощью этой технологии можно даже голосовать на выборах.

Mobile ID

Пользоваться Mobile ID можно во многих сферах жизни

Стоимость услуги Mobile ID

В "Киевстар":

- стоимость SIM-карты, которая поддерживает Mobile ID – 0 гривен;
- стоимость услуги и сертификата АЦСК физического или юридического лица – 0 гривен;
- ежемесячная плата за пользование SMS в Mobile ID: для тарифных планов с ежемесячной платой 225 грн/мес и больше – 0 гривен;
- для тарифных планов с ежемесячной платой менее 225 грн / мес – 50 гривен.

В Vodafone:

- стоимость SIM, которая поддерживает технологию Mobile ID – 100 гривен;
- подключение Mobile ID сроком действия 1 год – 150 гривен (в том числе плата за пользование услугой в первый месяц, квалифицированный сертификат открытого ключа);
- плата за пользование услугой начиная со второго месяца – 15 гривен на месяц.

Как работает идентификация по Mobile ID

1. Вы заходите на определенный портал услуг или подписываете какую-то транзакцию в банке.

2. Вам приходит первое SMS для подтверждения – действительно ли вы собираетесь осуществить определенную транзакцию с определенным номером?

3. Вы сверяете цифры с SMS и те, что выданы вам в сервисе. Если все совпадает, подтверждаете.

4. Приходит следующее SMS с просьбой: подпишите операцию своим пин-кодом. Вы вводите пин-код из 4-6 цифр. И видите, что смогли войти дальше или что ваша транзакция успешна. Процедура занимает около 15 секунд с учетом прихода SMS и ввода цифр.

Читайте также: Заказать биометрический паспорт можно через iGov: инструкция

Разница между Bank ID и Mobile ID

Bank ID имеет гибридную идентификацию, основанную на технологии одноразовых паролей. Привязка к личности идет по данным, которые абонент когда-то оставлял в банке. Но в конкретный момент времени Bank ID не может ни подтвердить личность клиента, ни "подтянуть" любые данные о нем.

Например, вы хотите зайти в реестр Минюста по Bank ID, чтобы взять справку о праве собственности. Вам присылают SMS с паролем, который вы вводите в форму. И заходите исключительно потому, что у вас была регистрация на этом портале за этим номером телефона. Но сверки, что именно этот человек зарегистрировался и именно он в банке под этими данными, нет. Наверняка известно лишь то, что вы оставляли этот номер и подтверждали банка, что он ваш.

Читайте также: Чем удивляет первый мобильный банк Monobank: тарифы и сервис

Расчет делается на то, что мошенники не получат ни вашу банковскую карту, ни SIM-карту. Но жульничество в этой сфере встречается сплошь и рядом.

Mobile ID, убеждает Чернышов, – это более защищенный аналог Bank ID. В нем работает технология разделенных ключей. Первый публичный ключ, который лежит в Центре сертификации в Минюсте. И второй, частный, записанный в SIM-карте. Только через сопоставление этих двух ключей происходит идентификация.

Банки интересуются Mobile ID для того, чтобы клиент мог, например, заходить в интернет-банкинг без необходимости помнить логины-пароли, то есть используя только один пин-код.

Ответственность мобильного оператора

В "Киевстаре" уверяют, что действуют по регламенту Минюста, а выдача Mobile ID ничем не отличается от выдачи ЭЦП. У оператора ничего не сохраняется. Номер принадлежит оператору, но SIM-картой владеет человек. Абонент дает разрешение, что на ней будет храниться половинка ключа. Вторую половинку ключа он доверяет Центру сертификации Минюста – то есть государству. Оператор лишь является носителем технологии радиосвязи и выдает SIM-карту.

Читайте также: Слежка или мониторинг: зачем правительству знать данные мобильной геолокации