Хотите быть клиентом monobank – придется купить смартфон последних лет выпуска – другие устройства просто не поддерживают программу. Является ли monobank – классическим банком, и как 2 гривны стали хайповым кейсом компании – об этом в программе "Корпорации мира" на 24 канале.
Интересно Bic против Gillete: как дерзкая и провокационная реклама позволила завоевать успех
Приложение Monobank запустили в ноябре 2017 года. Уже в мае 2019 года проект преодолел рубеж в 1 миллион клиентов, а в марте 2020 года их число превысило 2 миллиона. Еще полмиллиона новых клиентов прибавилось менее чем за 5 месяцев.
Каждую минуту клиентами mono становятся 3 человека / Скриншот с видео
"Плюшки" компании
Monobank постоянно фокусируется на привлечении новых клиентов. Большинство "неофитов" узнают о банке путем сарафанного радио. Компания дарит деньги новым клиентам, которые регистрируются по рекомендации друга – по полсотни каждому. До сих пор реферальная программа приносит около 30–40% новых клиентов ежемесячно.
Выпуск программы "Корпорации мира" о Monobank: смотрите видео
Впрочем главные "плюшки" компания обещает в процессе пользования картой:
- кэшбек;
- оплата коммуналки и пополнение мобильного без комиссий;
- низкая процентная ставка на кредиты;
- возможность рассрочки покупок;
- а главное – отсутствие отделений, тонн бумажек и очередей.
Чтобы стать клиентом – достаточно зарегистрироваться в мобильном приложении. Проморолик был настолько успешным, что на ютубе появился непрерывный ролик продолжительностью в час из 15 секундных повторов – некий гипноз.
Смотрите промовидео банка:
Как все начиналось
Но вот начиналось все не так вдохновенно. Создали Мonobank бывшие "приватовцы", которые до последнего отрицали вероятность национализации банка. Через день после официального объявления о национализации "Приватбанка", его IT-директор Дмитрий Дубилет написал, что он безработный. Вместе с ним уволили и других топ-менеджеров – смена руководства была одним из условий национализации.
Так часть экс-топ-менеджеров "Привата" открыла собственную компанию – Fintech Band и принялись конкурировать с тем, над чем еще пару дней назад работали совместно – банкингом от "Приватбанка".
Дмитрий Дубилет
Дмитрий Дубилет занимал должность министра Кабинета Министров при правительстве Гончарука, но через 7 месяцев после назначения, в марте 2020 года, – команда отошла от дел. Ради работы на госдолжности Дубилет вышел из бизнеса Fintech Band, соответственно отказался и от Монобанка.
Из главных политических достижений Дмитрия – отмена бумажной книги и проведение электронной переписи населения. Короткую политическую карьеру Дмитрий вспоминает как опыт – непростой, но интересный.
Дмитрий Дубилет / Фото Getty Images
Дубилет имеет отношение еще к одному проекту – Smartass – спортзал с атмосферой ночного клуба, его Дубилет открыл совместно с экс-женой в 2019 году. Занятия в Smartass проходят группами, ставка на световое шоу и громкую музыку.
Команда банка
Мonobank связывают именно с Дмитрием Дубилетом, но акции, которые ему принадлежали, перед началом работы в правительстве он передал отцу – Александру Дубилету – бывшему главе правления Приватбанка.
Акции monobank принадлежат в равных долях Fintech Band и группе ТАС.
Состав акционеров Fintech Band:
- Александр Дубилет – 33,74%
- Олег Гороховский – 17,18%
- Михаил Рогальский – 17,18%
- Вадим Ковалев – 4,91%
- Владимир Яценко – 17,18%
- Людмила Шмальченко – 9,81%
Fintech Band пообещал создать банк "как Приват24, только лучше". Но если разобраться, то Monobank и не является банком в прямом смысле этого слова. В Mono нет банковской лицензии, которую выдает НБУ с правом проводить расчетные операции, принимать деньги на депозиты или выдавать кредиты. Вероятно, из-за потери учредителями проекта "деловой репутации" в Привате, который НБУ признал неплатежеспособным.
Я считаю, что мы финансовый сервис. Банк – это не совсем про нас, потому что мы сделали очень удобное взаимодействие и удобное приложение. Вот это и есть мы. Банком мы называемся только для того, чтобы клиенты понимали, что у нас есть фонд гарантирования, что если ты размещаешь депозит, то он вернется, если с банком что-то случится,
– рассказал соучредитель Олег Гороховский.
Universal Bank и Сергей Тигипко
Universal Bank – клиентами именно этого банка и есть пользователи Mono. Universal Bank входит в ТАС – финансово-промышленную группу, которую основали еще в 1998 году. Сейчас это около сотни компаний, работающих на территории Украины и стран СНГ.
Mono и Universal / Скриншот с видео
Учредителем и основным акционером группы является Сергей Тигипко, который, кстати, тоже в свое время возглавлял "Приватбанк", он же является и бенефициарным владельцем Universal Bank.
Миллионер и экс-министр Януковича. Политическую карьеру начал еще в 1994 году – работал внештатным консультантом второго президента Украины Леонида Кучмы по вопросам денежной политики. Побывал на должностях вице-премьер-министра Украины по вопросам экономической реформы, министра экономики в правительстве Виктора Ющенко. Дважды занимал должность главы Национального банка Украины.
Сергей Тигипко / Фото Getty Images
В 2004 году неожиданно для многих Тигипко стал доверенным лицом Виктора Януковича и возглавил его предвыборный штаб. Правда, через несколько месяцев покинул команду. Еще в феврале 2008 года журнал "Фокус" внес Тигипко в рейтинг 130 самых богатых украинцев – его состояние оценили в 900 миллионов долларов
О создании Fintech Band заявили в 2017 году, но по данным системы YouControl, ИТ-компания была основана еще в 2010 году.
Общие инвестиции в monobank – около 150 миллионов гривен, в основном это собственные средства учредителей, часть – платежи от банков-партнеров. И кредитования окупилось – всего за год Universal Bank увеличил чистую прибыль в 15 раз.
В июне 2020 года Мono заявили, что прекращают сотрудничество с ТАСкомбанк Сергея Тигипко. Причина: трудности одного из клиентов со снятием депозита на сумму 150 тысяч гривен. В сентябре же дочь Тигипко – Анна запускает свой собственный онлайн-банк по прототипу mono – Izibank, который работает на лицензии ТАСкомбанка.
Потребности клиентов на первом месте
Mono осознали: важно не только удовлетворять потребности клиентов, но и дарить эмоции. Дизайн приложения максимально простой и современный.
"Мы понимали, что по крайней мере первые несколько сотен тысяч клиентов окажутся преимущественно молодыми людьми. Мы позволили себе перейти на более остроумный тонн. В "Приватбанке" это было невозможно. Например, при установке кредитного лимита выше 1 миллиона гривен, текст ошибки выглядит так: "ВОУ-ВОУ, тигр, откуда такие аппетиты!", – говорят основатели.
При чем тут котики
Наиболее узнаваемой фишкой Monobank является кот. Он фигурирует в рекламе, в приложении, наклейках и уже является неотъемлемой частью бренда. В mono говорят, что не придумывали его специально, просто стикеры с котами – это прикольно.
Кота придумал я, в апреле 2017 года, когда "Приватбанк" запустил оплату по QR-кода. Я говорю: давайте у нас персонаж будет называться QR-кот и он у нас появился в приложении как персонах,
– рассказал Олег Гороховский.
История про 2 гривны
В общем коммуникация с людьми в mono в приоритете, а иногда даже переходит границу "здорового хайпа" – например, история с 2 гривнами. Один из операторов мобильного банка на запрос клиента "Сбросьте 2 гривны" просто переслал ему деньги.
Ролик разместили в тиктоке, и он быстро стал вирусным. Затем об этом написал в фейсбуке соучредитель банка Гороховский, а обсуждение кейса не прекращалось.
Конкуренция с "Приватбанком" и стратегии
По сути Monobank – это улучшенная версия "Привата24", с которым Monobank до сих пор ведет жесткую конкуренцию. Даже фирменная черная карта monobank – следствие этой конкуренции. В Привате черную карту предлагали для VIP-клиентов, ее продавали за 2 тысячи долларов. Поэтому в monobank решили: "если основной игрок продает, мы просто будем раздавать их бесплатно".
Важно Дмитрий Дубилет инвестировал в украинский fashion-стартап: что известно
В 2020 году monobank – это 2,7 миллиона клиентов и 2 тысячи сотрудников. 66% карт Monobank являются активными – это самый высокий показатель среди всех украинских банков. К концу 2022 года monobank хочет увеличить число пользователей до 5 миллионов.
В mono используют стратегию Lovemark – некий образ бренда, нацеленный на создание эмоциональной связи с пользователем – это те же наклейки с кошками, игры и награды. Призы – это анимированные картинки с символом банка – котом. Это добавляет азарта и восторга, заставляет пользоваться приложением чаще.
Больше о Monobank – смотрите в видео программы.