Психологи утверждают, человеком управляют эффекты. Это означает, что наши ежедневные действия являются автоматическими. Вопрос в том, приобретаем мы эти побудительные эффекты или же рождаемся с ними?
"Эффекты действия играют важную роль у взрослых, и сейчас мы наблюдаем за детьми в превербальном возрасте - играют ли побудительные эффекты у них ту же роль в контролировании своими действиями, играют ли эти эффекты важную роль, когда мы учимся контролировать наши действия", - говорит доктор, психолог Гиза Ашерслебен.
Кристоф - участник нашего эксперимента. Он должен переставить маленькие пирамидки. Ученые хотят узнать, интересно будет Кристофу выполнять действие, если он уже знает результат. Иными словами, он уже передвинул башню. Результат понятен: после третьего раза Кристофу надоело. Ему становится интересно, когда действие меняется. Эксперимент показывает, дети очень тщательно наблюдают за действиями и их результатом.
Но могут ли дети выполнять действия с определенной конечной целью, чтобы достичь желаемого эффекта? Чтобы получить ответ на этот вопрос, ученые проводят следующий опыт.
Яне показывают коробочку, которая выдает забавные звуки, когда ее потрясти. Она сразу схватывает суть задачи и может повторить этот звук. В следующей версии коробочка скрипит, когда остается неподвижной. Но Яна и это поняла. Эксперимент доказывает, что дети в раннем возрасте учатся контролировать свои действия через эффекты, которых они приобрели.
Но что происходит в нашем мозгу, когда мы выполняем сложные действия? Есть конкретные зоны, которые координируют порядок событий, чтобы убедиться, что цель каждого из действий таки достигнута? Ученые убеждены, разные люди достигают той же цели разными путями. Но в течение этого пути каждый делает определенные остановки.
Нейропсихолог Рикарда Шубоц исследует пути достижения цели через простые действия: как вот завязывание шнурков. Она увидела, что все не так просто: вариантов завязывания множество, чего не скажешь о пути к этому.
"Мы говорим людям: "Завяжите шнурки"- и видим, что хотя способы этого разные, однако последовательность остановок у всех одинаковая", - говорит нейропсихолог Рикарда Шубоц.
Мозг человека способен симулировать последовательность действий перед их осуществлением. Определенные зоны передней доли заранее оценивают действие и определяют остановки, по которым нужно следовать. Когда мы, например, завариваем кофе, мы должны пройти все остановки, чтобы добиться успеха. Когда мы не выполняем их последовательность, мы делаем ошибки, но наш мозг сразу же просигнализирует об этом нам.
Невролог Маркус Ульшпергер хочет знать, как наш мозг распознает ошибки и исправляет их. Он намерен исследовать работу мозга участника эксперимента, когда тот сделает ошибку. Но как заставить его сделать ошибку преднамеренно?
Студент должен распознать стрелки, которые ему на миг освещает монитор. Когда времени мало, ошибиться легко. И действительно: участник пропускает несколько стрелок, но тут же замечает свою ошибку. Электроэнцефалограф, который измеряет электрическую активность человеческого мозга, сообщает ученому, какие части мозга подключаются к сигнализации об ошибке.
"Ошибки - важные события в поведении человека. Они важны, потому что они указывают нам на причины, почему мы не достигли цели, но есть положительный аспект - ведь мы учимся на наших ошибках и поэтому избегаем подобных в будущем", - отметил невролог Маркус Ульшпергер.
Каким бы легким не казался нам путь к цели, наш мозг должен работать на полной скорости, чтобы убедиться, что мы таки достигли запланированного.