Опыт конфликтов ХХ века показал важность аэропортов. При любых волнениях в стране, а тем более в условиях возможной гибридной войны, воздушные ворота играли и до сих пор играют ключевую роль для удержания ситуации под контролем, сообщает 24 канал.

Интересно Варшавская битва: какую роль сыграл союз поляков и украинцев

К примеру, в 1968 году советский пассажирский Ан-12 запросил экстренную посадку в пражском аэропорту Рузине. На самом деле самолет привез десантников, которые захватив аэропорт смогли устроить воздушный коридор для прибытия сюда по воздуху советских оккупационных сил. Подобный сценарий Москва готовила и для Украины.

"Аэропорты, аэродромы – это стратегически важные объекты, которые сразу надо брать под контроль. Если ты там не сможешь сажать самолет, то там будет сажать самолет твой противник", – пояснил волонтер, военный обозреватель Александр Карпюк.

Для боевиков наличие в руках аэропорта было козырем для получения из России боевой авиации.

Начало войны

В начале 2014 года Луганск был одним из областных центров, в которых российская пропаганда брала верх. Проукраинские акции не могли изменить ситуацию, поскольку и власть, и силовые структуры в основном уже имели кураторов и брали курс на выход из состава Украины.

6 апреля боевики захватили здание Луганской СБУ и заявили о подготовке к созданию отдельной ЛНР в пределах Луганской области. Чтобы предотвратить такой сценарий, на Донбасс начали перекидывать украинских военных из других регионов.


Украинские военные на Донбассе / Фото скриншот с видео

8 апреля в Луганский аэропорт, как один из самых стратегических объектов, прибыли десантники из 80-й аэромобильной бригады. После 400-километрового марш-броска из Львова в Луганск украинские солдаты взяли аэропорт под контроль.

12 апреля в засаде под Славянском расстреляли украинских альфовцев. Развитие событий напоминало снежный ком, который срывает лавину. Постепенно Украина потеряла контроль над крупнейшими городами Донецкой и Луганской областей.

Желто-голубые флаги оставались там, где оборону держали военные. На Донбассе начиналась война. Бои произошли на подступах к Славянску и Краматорску. Возле горы Карачун были сбиты первые украинские вертолеты. На вооружении у "террористов" появились минометы и переносной зенитно-ракетный комплекс. В зоне АТО в начале операции было 4 аэропорта, которые повлияли на ситуацию.

Первые столкновения вокруг Луганского аэропорта

Первые столкновения вокруг Луганского аэропорта состоялись в начале июня 2014 года. К тому времени защитников аэродрома из 80-й бригады ДШВ усилили бойцы из 25 десантно-штурмовой бригады. Украинские десантники боевикам были не по зубам.

Основная часть – это были зазомбированные местные. Однако не без участия российских военных, которые были якобы в отпусках. Это были российские наемники,
– сказал бывший десантник Виталий Кобрин.

Попытки выдать конфликт за народный бунт, а боевиков за ополченцев выводила на чистую воду присутствие россиян. Если бы не помощь местных жителей, которые поддерживали своих военных, ситуация защитников Луганского аэропорта была бы катастрофической. Защитникам аэропорта к тому времени уже обрезали электричество и водоснабжение.

"Очень неприятная ситуация, что эти люди поплатились за то, что нам помогали уже после того, как мы оттуда отступили. Была информация, что очень много людей расстреляли только за то, что они нам помогали. И очень бы хотелось поблагодарить этих людей за понимание того, что происходит в нашей стране", – отметил Кобрин.

Сбитие самолета Ил-76

Конфликт на Донбассе все быстрее превращался в настоящую войну. Набеги на блок-посты. перестрелки с привлечением легкой артиллерии. После каждого боя – потери. 14 июня на подлете к аэропорту боевики сбили украинский самолет Ил-76, на борту которого находились 49 десантников и членов экипажа. Все они погибли.

Важно Шестая годовщина сбития Ил-76 над Луганском: Зеленский сделал заявление

"Это были либо люди из России, либо хорошо подготовленные боевики с серьезным опытом", – заверил Александр Сурков.

После этого случая на Луганский аэропорт украинские самолеты больше не приземлялись. В дальнейшем обеспечение сбрасывали бойцам парашютами.


Сбитие самолета Ил-76 / Фото скриншот с видео

Помню ситуацию, когда 2 установки попали не на нашу территорию, а на территорию, контролируемую боевиками. Наши экипажи ездили их искать,
– рассказал Кобрин.

Тогда удача была на стороне украинцев. Свои грузы они забрали из-под носа боевиков. К тому времени вокруг аэропорта уже шли бои.

Аэропорт расположен на господствующей высоте, с которой можно наблюдать за окрестностями. Дальность наблюдения – до 15 километров. Соответственно, занимая эту позицию, украинцы могли контролировать движение в Луганск.


Сбитие самолета Ил-76 / Фото prm.ua

Сломать боевой дух бойцов россияне пытались и посеяв сомнения. Мол, солдат сливает командование и стране их сопротивление не нужно. "Когда все шло не так, как нужно. Когда нам стало известно, что у российских наемников есть списки нашего батальона по штатно, кто на какой должности. Возникает вопрос, как эти списки попали к ним", – сказал Кобрин.

Что известно о сбитии самолета Ил-76?

В ночь на 14 июня 2014 года произошла эта трагедия. Террористы подбили транспортный самолет Ил-76 25-й военно-транспортной авиационной бригады Воздушных сил Вооруженных сил Украины. В авиакатастрофе погибли 49 человек. Среди них 40 десантников из 25-й отдельной Днепропетровской воздушно-десантной бригады. С начала войны эту трагедию считают самой большой. Также это самая большая потеря ВСУ за период независимости.

Военным было трудно в быту

Дополнительных проблем украинским военным доставляла погода. В то лето жара поднималась до 40 градусов по Цельсию.

"Организм адаптируется под те условия, которые у нас есть. Могли день не мыться. Могли 2 дня, могли неделю не мыться. Это все относительно. Был момент, когда это можно было сделать и мы это делали. Был момент, когда это отходило на задний план и это нормально", – отметил Кобрин.

Первый бой украинских военных

12 июля на помощь окруженным в аэропорту бойцам пошла прорываться тактическая группа в составе воинов 128-й и 80-й бригады. Вроде небольшое расстояние, всего 75 километров, но преодолеть его надо через территорию, "нафаршированную" враждебными силами.

Чтобы ввести в заблуждение врага, который узнал о запланированном маршруте конвоя, дорогу поменяли в последний момент. Колонна под украинскими флагами уехала в тыл боевиков и продолжила путь на свой страх и риск по луганской объездной. Но и там десантники попали под огонь боевиков.

На дорожной развязке возле Луганска мы попали в засаду. Первый раз мы приняли бой. Отступили, перегруппировались и половина нашей колонны прорвалась через это кольцо,
– рассказал Кобрин.

В день, когда в Луганский аэропорт пришла подмога, аэродром обстреляли из градов. Впоследствии ежедневно по десантникам выпускали от 3 до 7 залпов града – днем ​​и ночью. По словам Кобрина, тяжелыми были артиллерийские обстрелы.

Июль-август 2014 года защитники аэропорта провели в условиях постоянных боевых действий. В это время динамика на фронте менялась. Бойцы Вооруженных Сил Украины показали зубы и начали оттеснять террористов. Военные части и добровольческие батальоны продвинулись на полсотни километров в Луганск по дороге, освобождая 17 населенных пунктов.

Интересно Приказали расстреливать всех, кто будет убегать, – задержанный снайпер боевиков

18 июля подразделения 128-й бригады Вооруженных Сил Украины взяли под контроль трассу Луганск – Алчевск и окружили областной центр с Запада. Кольцо вокруг осиного гнезда сужалось. Командование сектора провело операцию по взятию под контроль населенного пункта Красный Яр – это пригород Луганска с северо-восточного направления. Это случилось 3 августа. Штурмовой отряд почти вошел в Луганск.

С территории аэродрома осуществлялись и планировались операции по освобождению окрестных населенных пунктов. До момента блокировки Луганска все успешно и удачно,
– сказал Кобрин.

В конце июля десантники аэропорта приняли участие в боях за освобождение Георгиевки.

Бои за Георгиевку и Лутугино

Бои за Георгиевку и Лутугино – серия сражений за 2 населенных пункта, которые образуют единую агломерацию и расположены на 5 километров южнее Луганска и на 7 километров западнее Луганского аэропорта. В августе украинские войска разбили здесь сводное подразделение российской 76-й десантно-штурмовой псковской бригады.

Бои за Георгиевку продолжались в течение недели. Впоследствии здесь украинцы столкнулись с подразделениями регулярных российских войск.

Мы были в эпицентре танковых баталий и артобстрелов и все это происходило на местном кладбище,
– сказал Кобрин.

Подразделения 80-й бригады и Айдар заняли оборону в Георгиевке, перекрыли путь сообщения Луганска с Антрацитом и Красным Лучем и совместно с подразделениями 128-й, 30-й бригад Вооруженных Сил создали сплошной контролируемый путь сообщения в аэропорт.

С 21 июля конвои с боеприпасами, продовольствием, водой смогли легче идти к украинским подразделениям в Луганском аэропорту.

"Накопление произошло, но это было уже в середине июля. Было уже поздно. Начались трансграничные обстрелы. Свою задачу о блокировании границы наша луганская группировка не выполнила. Однако на базе луганской группировки вышли дальше на позиции в Хрящеватом и Новосветловке. Туда вышел Игорь Лапин с наиболее боеспособной частью батальона "Айдар". Они держали позиции очень жестоко. Они отбили несколько танковых атак и вышли на аэропорт в конце августа – сентябре. Они держались неделю, когда на южном направлении все разбежались", – рассказал Александр Сурков.


Война на Донбассе / Фото скриншот с видео

13 августа украинские силы смогли выбить боевиков из Хрящеватого, Новосветловки и Станицы Луганской. Это позволило полностью прекратить поступление материальных запасов в Луганск, что не означало поражение боевиков.

Почувствовав срыв в поставках оружия, боеприпасов, материально-технических средств, 20 августа боевики перешли в наступление в районе Георгиевки. К террористам присоединились подразделения российских воздушно-десантных войск.

К тому времени у нас уже было много боевых потерь и даже какой-то страх и какие-то такие эмоции сменились на элементарные чувства мести. Мы понимали, что хотим отомстить за своих собратьев и ту сволочь, которая пришла к нам, мы обязаны изгнать оттуда,
– заверил Кобрин.

Заходили и танки и бронетехника и регулярные войска.

Как прошел День Независимости в 2014 году на фронте

"На самом деле 24 числа на территорию Украины ввели все, что у них было боеспособного под границей. Это была в дикий способ собранная солянка", – подтвердил Сурков.

Кобрин рассказал, что 24 августа украинские военные были в Новосветловке и в Хрящеватом. В течение дня по ним велся артобстрел и целый день военные провели в подвалах.


Бойцов обстреливали в День Независимости / Фото скриншот с видео

Военные шутят даже в окопах

В конце августа 2014 года у секторе "А" находилось 1,5 – 2 тысячи украинских военных. Непосредственно аэропорт держали примерно 300 – 400 десантников, без артиллерии. Вражеский артобстрел менялся на штурмы с участием танков.

"Даже когда продолжаются обстрелы, мы между собой шутим. Я помню случай, когда был очередной обстрел. Я искал место укрытия. Быстренько заскочил в окоп и что-то меня страшно свалилось. Я не понял что это, а потом услышал голос: "Виталя, это я!". Мы с этого хорошо посмеялись. Страха в такие моменты не чувствуешь. Шутки помогают заменить тяжелые эмоции", – поделился воспоминаниями Кобрин.

В результате наступления регулярных российских войск, оперативная группа защитников аэропорта снова попала в окружение. Под аэропортом действовали силы соединений российской армии с бронетехникой при поддержке бойцов 3-й бригады спецназначения РФ.

"Российские морские пехотинцы поняли, что они воюют на территории Украины не с какими-то мифическими бандеровцами, а с регулярной, полностью русскоязычной армией и людьми, которые выполняют боевую задачу. Они организованно вышли с нашей территории. Об этом мало кто знает", – сказал Сурков .


Луганский аэропорт до штурма / Фото polesye

Окончательный штурм аэропорта

Окончательный штурм аэропорта состоялся 31 августа. В тот день, с самого утра, роты украинских танков организовано ушли с позиций в аэропорту, оставив десантников без поддержки. Российская бронетехника выкатилась на взлетную полосу, подошла к остаткам укреплений и терминалу аэропорта.

"Здание было небольшим и особенно прятаться или организовывать оборону было негде. Поэтому его просто сравняли с землей и атаковали на танках современной техники. Тогда там осталось 9 пленных, но войска смогли выйти и соединиться с другими подразделениями", – вспомнил Александр Карпюк.

К теме Это был постапокалипсис: впечатляющий рассказ "киборга" о боях за Донецкий аэропорт

В ходе боя россияне, зайдя на территорию аэропорта, не смогли удержаться там. Зачистку помещений делать не решались.

Начался бой, они подошли ближе к нам – это был бой лицом к лицу. Мы видели врага уже не через оптику, уже не издали, а мы могли видеть их через 10 – 20 метров,
– сказал Кобрин.

С начала дня десантники потеряли 13 человек. Андрей Ковальчук, командир 80-й бригады, вызвал огонь на себя.

"Были такие моменты, когда танки уже кругом, танки и пехота – ничего не оставалось, как вызвать огонь на себя. Оставались единицы СПГ – это то, чем можно воевать с танком. Один выход, чтобы разогнать их из административной зоны аэропорта, я заказывал огонь на себя", – отметил Ковальчук.

Залпы украинских "богов войны" заставили врага отступить.

Это как раз был тот момент, когда российские регулярные подразделения пошли в наступление уже открыто. На самом деле их было гораздо больше, чем нас. Однако как показала практика и опыт наших бойцов, мы дали достойный отпор. Если сравнивать потери, то это было 1 к 10,
– заверил Кобрин.

Особенностью Луганского аэропорта была и его компактность. После 2 месяцев бомбардировок и боевых действий – все объекты на территории аэродрома были стерты с лица земли. Защищать уже нечего было. Чтобы уберечь людей, украинские десантники получили приказ организованно отойти.

В ночь на 1 сентября военные осуществили пеший марш, расстояние которого 17 километров, уничтожив по дороге до 10 единиц вражеской техники. До 3 сентября подразделения сектора "А" после жестоких боев в плановом порядке осуществили последовательный уход из Хрящеватого, Новосветловки, Луганского аэропорта, Лутугино, Георгиевки на границу обороны по берегу реки Северский Донец.


Разрушенный Луганский аэропорт / Фото Укринформ

Когда украинские военные уходили из Луганского аэропорта, он уже не мог выполнять свои функции. Взлетная полоса была подорвана. Инфраструктура разрушена. Бойцы из тех подразделений, которые приняли участие в битве за аэропорт – продолжили воевать. По состоянию на 2020 год под контролем российских боевиков остается до 15 тысяч квадратных километров территории Донецкой и Луганской областей, на которых проживает до 3 миллионов человек. На линии разграничения не проходит ни дня без обстрелов и потерь.