Капитан дальнего плавания Михаил Надточий рассказал об особенностях своей профессии и том, с какой опасностью можно столкнуться выбрав ее. Также он назвал недостатки и преимущества работы в море.

Обратите внимание Никогда не говорим "последний выезд" и не вытираем каски, – интересное интервью со спасателем

Об обязанностях профессии

Как стать капитаном дальнего плавания?

Для того, что стать капитаном дальнего плавания, надо сначала получить профессиональное образование по специальности судовождение или судомеханик.

Какой груз вы перевозите?

Я работаю на контейнеровозе. Мы перевозим любые товары, которые можно перевозить в контейнере: продовольственные, бытовые, лекарственные и другие.

Как долго длятся рейсы?

У каждого по-разному. От 3 и до 8 – 9 месяцев. Я работаю 3 месяца на борту, а 3 месяца нахожусь дома.

Интервью капитана дальнего плавания: смотрите видео 24 канала

Сколько может зарабатывать капитан?

Капитан зарабатывает от и до – в тысячах долларов. Это будет от 4 – 5 до 20 (тысяч долларов – 24 канал). Это за месяц.

Правда ли, что вы можете женить людей на борту?

Да, и не только женить. Капитан имеет юридическую силу для регистрации и брака, и рождения ребенка. Мне лично не приходилось.

Об опасных ситуациях на борту

Нападали ли на вас пираты?

Никогда. Я работаю на очень больших контейнеровозах, поэтому надводный борт и скорость лимитируют эти нападения, сводят почти к нулю. Однако я был в регионах с высоким уровнем пиратства. Охрана есть по контракту, это специализированные фирмы, которые предоставляют такой сервис.

Интересно Сотни торговых кораблей становились жертвами сомалийских пиратов: как действовали грабители

Попадали ли вы в большой шторм?

Да, попадал. Несколько раз. Преимущественно это было в Восточнокитайском и Желтом море. Там, где в августе – сентябре бушуют тайфуны. Они набирают силу супертайфуна.

Есть шкала Бофорта и она идет от 0 до 12, а супертайфуны даже превышают эту шкалу. Я попадал на такие тайфуны, думал, что уже все. Но судно и экипаж выдерживают.


Надточий: "Я попадал на такие тайфуны, думал, что уже все" / Фото 24 канала

Были ли у вас во время работы опасные ситуации?

Я присутствовал, когда на судне был пожар. Это было ночью, долго боролись собственными усилиями, а потом нас поддержали береговые силы.

Как привыкаете к постоянной качке?

К качке привыкаешь, потому что нет другого выбора. Однако это зависит от организма каждого человека. Кому-то на это нужен весь рейс, а кому-то – один большой шторм.

Читайте также Морякам отменили экзамены для подтверждения дипломов: новые правила

Однако нет такого, чтобы у человека не было никаких признаков. Качка – это неестественное состояние. Я получил лайфхак – выйти на палубу и посмотреть на горизонт. Помогало только немножечко.

О работе экипажа

Есть ли у вас профессиональный сленг?

Да. На украинском, русском, английском. Капитана называют oldmen – так, как отца в большой семье. Когда тебе 37 лет, то не чувствуешь, что это о тебе говорят. Другими языками, например, боцмана за глаза называют дракон. Старшего механика – дедушка. Капитан – дядя, почему-то.

Интернационален ли ваш экипаж?

Кажется, наибольшее количество национальностей, с которой я работал – это 9. Английский язык здесь становится на передний план – это основное средство общения. Очень странные привычки есть и это зависит не столько от национальности, сколько от быта.


Надточий: "К качке на борту привыкаешь" / Скриншот из видео 24 канала

Самое примечательное – это общение с представителями Индии. Потому что у них body language, язык жестов, немного отличается. Если у нас согласие – это кивание (головой вниз – 24 канал), то там согласие – это кивание из стороны в сторону. И ты не понимаешь, это "да", "нет" или "может быть". Ты привыкаешь.

По чем вы больше всего скучаете, когда в рейсе?

Есть материальное и нематериальное. Нематериальное: семья, друзья, общение. Материальное – то, что не присутствует на судне. Это деревья, зелень, песок, пляж, горы, лыжи.

За чем скучаете, когда дома?

Я скучаю по определенным аспектам работы. Потому что когда ты работаешь в большом экипаже, многонациональном, лично мне очень интересно делать большие проекты, где я могу привлечь людей, быть для них как коуч или ментор.

Не пропустите Мы готовы дать бой и освободить земли, – интервью с капитаном батальона морской пехоты

Следить за их развитием. Смотреть, что в начале это был один человек, и после работы со мной, после 3 – 4 месяцев – это человек с большим профессиональным багажом.

О стереотипах и особенностях профессии

Какие существуют стереотипы о вашей профессии?

Самый популярный стереотип – это то, что у моряков есть жены в каждом порту. Я думаю, самый популярный. Но он самый архаичный.

Потому что стоянки в портах очень короткие, моряки вообще не имеют возможности выйти на берег, особенно теперь, когда бушует пандемия. И я могу сказать, что здесь больше не о профессии. Больше о человеке. Моей жене можно быть спокойной.

Женщина на борту – к несчастью?

Также архаизм. Он уже не работает, потому что процентная часть женщин на судне. Женщины очень хорошие специалисты, особенно если это касается лидерских и моральных качеств. Вообще крупные компании идут по пути исключения любого сексизма, эйджизма.


Надточий: "Компании идут по пути исключения любого сексизма" / Фото 24 канала

Что вас раздражает в профессии?

Стресс и недосыпание. Потому что судно работает 24 на 7 и несмотря на то, что у тебя есть запланированный сон или отдых – ты должен работать.

Да, ты получаешь за это деньги, но ночью, когда ты просыпаешься, чтобы поставить судно к причалу или выйти из порта, то это немножко нервирует.

Что вам нравится в вашей профессии?

Мне нравятся люди, потому что это очень яркий опыт – работать с разными культурами, национальностями и языками. Мне интересно работать, когда я попадаю на судно, начинаю знакомиться и изучаю каждого из них.