Прецедент
История россиян Сергея Петровичева ("Рубин") и Ильи Черноусова ("Феликс"), воевавших за Украину в батальоне ОУН, которые по решению Миграционной службы должны вернуться в Россию показала, что "спасение утопающих – дело рук самих утопающих".
Отчасти это логично. Иностранные граждане, приезжающие в Украину должны ознакомиться с основными правовыми нормами, определяющими статус иностранцев и соблюдать их. С другой стороны, речь идет о категории людей, которые находятся в не совсем обычных условиях.
По словам юрист Pavlenko Legal Group Григория Павленко, ситуация, в которую попали Петровичев и Черноусов, демонстрирует "потребность для дополнительного нормативного урегулирования отношений, связанных с пребыванием иностранных граждан на службе по своему желанию".
Возникшая ситуация, в первую очередь, связанна с тем, что миграционное законодательство создавалось без учета проведения военных действий на территории независимой Украины, а потому не было предусмотрено специального статуса для иностранцев, которые воюют в зоне АТО на украинской стороне. Таким образом, для Государственной миграционной службы Петровичев и Черноусов являются обычными иностранцами, которые пребывают на территории Украины дольше положенного срока без законных на то оснований, – пояснил юрист.
По его словам, в данной ситуации бойцам следовало бы обратиться в Миграционную службу с заявлением на получение разрешения на иммиграцию, до того как истекло дозволенное время пребывания. Это дало бы им возможность беспрепятственно проживать на территории Украины, оставаясь при этом гражданами России.
Кроме того, в случае получения разрешения на иммиграцию иностранцы не лишены возможности спустя 5 лет проживания на территории Украины обратиться за получением гражданства и в этом случае кандидатуры Петровичева и Черноусова уже будут отвечать законодательным требованиям, – сказал Павленко.
Пока же бойцы не подпадают под законодательные требования для получения гражданства Украины, и дальнейший отказ Комиссии по вопросам гражданства будет иметь под собой правовую почву.
Правила пребывания в Украине
Случай россиян-ОУНовцев не единичен. С их проблемой может столкнуться каждый иностранец, воюющий за Украину в составе любого из подразделений. Для многих из них возвращение в родную страну чревато, как минимум, уголовным преследованием. Украина пока что не во всем готова идти им на встречу.
Читайте также: Россиянин, который воюет за Украину, не может получить гражданства
По словам правозащитника из организации "Без границ" Максима Буткевича, правила легального пребывания на территории Украины граждан, например, России или Беларуси, не изменились: безвизовый режим, до 90 дней пребывания без какого-либо постоянного вида на жительство, по истечении которых необходимо либо легализовать более продолжительное пребывание на территории страны, либо покинуть ее.
Проблемы тут могут возникать сразу на нескольких уровнях. Во-первых, участникам боевых действий практически невозможно соблюсти норму о 90 днях. Если их уличат в нарушении сроков пребывания в стране, то, согласно украинскому законодательству, им грозит штраф. Сам по себе он не страшен. Страшно то, что после этого они обязаны покинуть территорию Украины. Для граждан той же России, коих немало, это почти автоматически означает преследование. Следовательно, если бойцы дорожат собственными свободой и здоровьем, то им нужно найти способ остаться на территории Украины.
Раньше многими практиковался способ не официальный, но и не незаконный: до истечения положенных 3 месяцев люди выезжали за любую ближайшую границу Украины и возвращались обратно. Но сейчас этим вариантом пользоваться сложнее. Во-первых, серьезнее стали относиться к соблюдению нормы, согласно которой из 180 дней на территории Украины граждане стран с безвизовым режимом могут находиться не более 90 дней. Во-вторых, для граждан России въезд осуществляется по загранпаспортам, контроль на границе стал гораздо жестче, а отказов во въезде на территорию страны дают намного больше.
Как избежать выдворения
Законных вариантов остаться на территории страны у бойцов не так уж и много.
Первый – подача прошения о предоставлении гражданства. Этот вариант доступен не для всех. Украина не та страна, которая привлекает миграцию и создает соответствующие процедуры. Основания для предоставления гражданства весьма ограничены – либо брак с гражданкой Украины, либо доказательство того, что просящий либо его родители родились на территории Украины, либо личное вмешательство Президента и его указ о предоставлении гражданства. При этом необходимо учитывать, что Президент может даровать гражданство за некие особые заслуги, однако четких критериев того, что входит в этот перечень, нет. Да и его личное вмешательство – это, скорее исключение, а не реально действующий механизм, так что рассчитывать на него особо не стоит.
Второй вариант – получение вида на жительство. Оснований для его получения также не так уж много.
Это либо брак с гражданкой Украины, что с точки зрения необходимых документов не совсем легко, но возможно. Либо официальное трудоустройство, что намного сложнее – работодателю необходимо не просто подтвердить заявление, что он берет на работу этого человека, но и обосновать, почему именно иностранного гражданина, а не украинца. То есть, все должно быть "в белую". Кроме каких-то отдельных исключений – это основные пути, – рассказал Буткевич.
Третий вариант – это подача просьбы о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты. Эти два статуса могут быть применены к людям, которые находятся вне территории страны своей гражданской принадлежности и, в случае возвращения туда, опасаются преследований за свои убеждения или из-за того, что они делали, что, при этом, не является преступлением неполитическим, уголовного характера.
Этот вариант также не беспроблемен. Украинские госорганы и их служащие с опасением относятся к тем, кто принимал участие в вооруженном конфликте даже на украинской стороне. Согласно Закону Украину "О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите", статус беженца, а также временная или дополнительная защита, не могут предоставляться, в частности, человеку:
– совершившему военное преступление или преступление против человечества и человечности;
– совершившему до прибытия в Украину преступление неполитического характера за ее пределами, если такое деяние согласно Уголовному кодексу Украины относится к тяжким или особо тяжким преступлениям;
– виновному в совершении действий, которые противоречат целям и принципам ООН;
– который до прибытия в Украину в другой стране был признан беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите.
При этом в достаточно исчерпывающем списке исключений нет ни намека на то, что участие в вооруженном конфликте на стороне Украины подпадает хоть под одно из них. Однако чиновники, как правило, мотивируют тем, что очень сложно разобраться совершали участники боевых действий военные преступления или преступления против человечности или нет. Хотя, по большому счету, устанавливать это должны не госслужащие, а решение суда.
Либо потому, что очень сложно разобраться совершали эти люди что-то или нет, либо потому что непонятно – они участвовали и больше не участвуют или еще продолжают участвовать, либо еще по каким-то своим соображениям, в таких случаях статус беженца не особо предоставляют. Однако юридически, на данный момент, мы видим это как одну из первых опций, к которой стоило бы прибегать – просить Украину, за которую, собственно говоря, люди воевали, предоставить им статус беженца, – сказал Буткевич.
Гарантий принятия госслужбой желаемого решения нет никаких. Но. Пока просьба о предоставлении статуса беженца или временной/дополнительной защиты находится на рассмотрении – заявитель имеет право на легальное пребывание в Украине. В случае если он получил отказ – он может его обжаловать в судебном порядке, на это дается время. Обжалование – это многоуровневая процедура: и суд первой инстанции, и суд апелляционный, и Высший административный суд. Все это время заявитель защищен от принудительного выдворения – депортации или экстрадиции.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ
Виталий Колесников, юрист Pavlenko Legal Group:
– Иностранцы и лица без гражданства могут пребывать в Украине только на основаниях, предусмотренных законодательством, что соответствует обычной мировой практике. Предусматривается три правовых режима пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание. Каждый из правовых режимов имеет свои основания и сроки. В большинстве случаев речь идет о временном пребывании на территории Украины. Так, иностранцы, которые являются гражданами государств с безвизовым порядком въезда, могут временно пребывать на территории Украины не более 90 дней на протяжении 180 дней. Продление срока пребывания допускается при наличии оснований (например, подача заявления на получение разрешения на иммиграцию или приобретение гражданства Украины), подтвержденных документами, но не более как 180 дней с момента последнего въезда в Украину.
Временное проживание допускается при наличии оснований предусмотренных законом, таким как трудоустройство в Украине, участие в реализации проектов международной технической помощи, осуществление в Украине канонической деятельности, работа в представительствах иностранных общественных организаций, участие в образовательных и культурных специальных программах, выполнение функций корреспондентов зарубежных СМИ и т.д.
Ольга Поединок, кандидат юридических наук, адвокат:
– Для граждан России, которые поддерживают Украину в этом вооруженном конфликте, логично было бы подаваться или на дополнительную защиту, или на статус беженца. Таким образом, человек получает статус искателя убежища в Украине. В тот период, когда его заявления рассматриваются, человека не могут выдворить с территории Украины, поскольку это будет нарушением принципа запрета принудительной репатриации, который является основой для защиты прав человека, оказавшегося в такой ситуации.
Институт дополнительной защиты является достаточно новым для украинского законодательства. Он предусмотрен для защиты лиц, которые не подпадают под определение беженца, но опасаются возвращения в государство своего происхождения или гражданства из-за возможности применения к ним смертной казни, пыток, бесчеловечного обращения или же систематического нарушения прав человека. Такое предоставление защиты – облегченный вариант, так как беженец – это конвенциональное понятие и есть достаточно строгие критерии для определения этого статуса.
Насколько мне известно, некоторые ребята, которые оказались в подобной ситуации, не просто так находятся на территории Украины. Они имеют украинское происхождение, кто-то из их родственников является гражданином Украины, и они имеют право получить украинский паспорт. Но не все знают, что наш Закон "О гражданстве Украины" предоставляет им такую возможность. Ее реализация была бы идеальным вариантом, так как они сразу стали полноправными, задокументированными гражданами Украины.