Об этом заявила председатель ОО "Таможенный контроль" Инна Биленко в интервью "Деловой столице".

По ее словам, кроме утвержденного ДФС списка критериев рисков, таможни в регионах дополняют этот перечень своими рисками, на основании которых они могут задержать груз любой компании и подвергнуть его тщательному осмотру.

В управлении профилирования рисков департамента таможенного контроля Государственной фискальной службы обосновывают это тем, что на каждой таможне есть какие-то свои нюансы работы и инспекторам на местах виднее, какие нарушения чаще всего совершают компании ВЭД. Мы же уверены в том, что необходимо установить четкие, одинаковые алгоритмы оценки рисков для всех таможен,
— сказала Биленко.

Кроме того, основанием для досмотра может быть ориентировки с СБУ или органов прокуратуры о том, что в отношении какого-то автомобиля есть подозрение — в нем может перевозиться контрабанда или груз по поддельным документам и тому подобное. Чаще за подобными ориентировками могут стоять конкретные заказчики, которые готовы создать проблемы своему конкуренту.

Глава "Таможенного контроля" подчеркнула, что через такую систему в Украине под обзор подлежит около 30% грузов, в то время как в Европе оглядывается не более 1%.

Биленко считает, что необходимо предотвращать злой умысел на этапе зарождения идеи нарушить закон: "Именно для этого необходимо сообщать субъектов ВЭД о внесении их в базу рисковых. Если кто-то захочет работать по схеме занижения таможенной стоимости, занижения веса и так далее, он не будет менять свои принципы, а кто готов рисковать — должен знать, что его ждет тщательный контроль, проверка и, как результат, протокол, штраф, конфискация... Если же нарушение зафиксировано, информация о таких компаниях должна быть в открытом доступе на интернет ресурсе".

В "Таможенном контроле" ожидают, что особая процедура для товаров на таможне, подлежащих осмотру, будет введена в Украине с 1 августа и значительно улучшит ситуацию.

Мы надеемся, что ситуация изменится. На заседании 25 мая Кабинет Министров принял решение, что ограничивает перечень оснований для осмотра товаров на таможнях. Теперь не все письма с информацией от правоохранительных органов будут основанием для досмотра грузов,
— подытожила Инна Биленко.