Проект закона о молодежи был внесен на рассмотрение Верховной Рады в декабре 2015 года. До того молодежной политики как таковой в Украине не существовало – были лишь отдельные ее проявления. После рассмотрения нардепы поняли, что этот законопроект нуждается в значительной доработке. В частности, как отметил идейный вдохновитель и соавтор "молодежного" законопроекта нардеп Иван Крулько, главная проблема этого проекта была в том, что он разрабатывался для молодежи без участия самой молодежи. Поэтому Министерство молодежи и спорта в сотрудничестве с Реанимационным пакетом реформ и при поддержке ЮНИСЕФ и ICAP провели широкое общественное обсуждение законопроекта, в частности – среди студентов. Как результат – предварительный проект закона изменился на 60 процентов. Поэтому нардепы и Минмолодьспорта договорились, что уже внесенный законопроект отзовут и внесут новый.

Законопроект может изменить философию молодежной политики Украины, начиная от структуры молодежных организаций, заканчивая вопросами финансирования,
— уверен Иван Крулько.

Чтобы определить, насколько приоритетной является молодежная политика для государства, достаточно посмотреть, как она финансируется. Например, в Германии, где почти сто лет назад был принят закон о молодежи и действует до сих пор, только из федерального бюджета выделяется более 400 миллионов евро в год – это примерно по 33 евро на одну молодого человека. Примерно так же – в Великобритании или Финляндии. У нас ситуация такая, что на год выделяется меньше 1 гривны на одного молодого человека. Это не образовательные средства, а именно те, которые идут на реализацию молодежных инициатив.

По словам Крулько, украинский законопроект о молодежи разрабатывали на базисе молодежных законов европейских стран. И поэтому он может изменить ситуацию, в случае принятия.

Новые подходы в молодежной политике

Законопроект вводит 9 новых определений в реализации молодежной политики, которых до сих пор не было: молодежная работа; молодежный центр; молодежный работник; институциональное развитие; организация, работающая с детьми и молодежью; неформальное молодежное объединение; национально-патриотическое воспитание; гражданское образование; молодежная рада.

Впервые обратили внимание на проблему неформальных объединений. До сих пор государство их игнорировало, но это не значит, что они не действовали и не приобрели популярность и авторитет среди молодежи: футбольные, музыкальные фанклубы, например. Поэтому законопроект предусматривает признание на уровне государства таких объединений неформальными молодежными объединениями, организациями, работающими с детьми и молодежью, а также обещают институциональную поддержку молодежным организациям.

При этом, по словам Крулько, исправили ситуацию с детскими организациями. В процессе работы над законопроектом специалисты пришли к мнению, что на самом деле детские организации существуют только в тоталитарных обществах.

Это был такой сюр, когда организация называется детской, но собственно дети там ничего не решают. По логике это должны быть организации, работающие с детьми. По ней мы и пошли в этом законе,
– сказал нардеп.

Направления реализации закона

Ключевые направления законопроекта следующие: занятость, молодежное жилье и строительство, поддержка молодежи в сложных обстоятельствах, культурное развитие, здоровье и физическое развитие, правовая защита.

Но первое, на что мы обращаем внимание, это национально-патриотическое воспитание и гражданское образование молодежи. Это ключ, это системная работа с молодежью, начиная с первого класса школы. Если бы это делалось с 91 года, то проблем, как мы имеем на Донбассе и в Крыму, не было бы. На это надо выделять конкретные ресурсы, готовить специалистов, внедрять национально-патриотическое воспитание на всех уровнях подготовки молодого человека к взрослой жизни,
– уточнил Крулько.

Новые молодежные институты

Главная идея закона – ни одного решения для молодежи без молодежи. Для ее воплощения, чтобы молодежь могла реально влиять на решения и реализовать свои идеи, предусмотрено создание специальных институтов, которые будут принимать непосредственное участие в выработке молодежной политики.

Так, законопроект предусматривает внедрение Национального форума по вопросам молодежи. Возглавит его премьер-министр Украины. Собираться он будет дважды в год и производить ключевые инициативы и стратегии молодежной политики.

Этот форум, эта большая участническая инфраструктура, ориентированная как раз на поиск тех потребностей, приоритетов, которые станут приоритетами молодежной политики,
– пояснил эксперт Реанимационного пакета реформ Вадим Городской.

Нацфорум также будет избирать Наблюдательный совет Национального агентства молодежный инициатив. Это Агентство – новая институция, которой до сих пор в Украине не существовало. А уже правление Агентства будет избираться Наблюдательным советом. В состав Наблюдательного совета войдут 8 представителей Национального молодежного совета, 7 представителей Национального молодежного консультативного совета.

Такой формат будет наиболее эффективным, чтобы все те наработки, которые видит молодежь, были реализованы на самом высоком уровне,
– уточнил Курлько.

Как собирать средства

Полномочия Нацагентсва по поддержке молодежных инициатив ключевые – в частности, финансовые. Нацагентство будет привлекать средства доноров (международных и национальных), обеспечит прозрачное и эффективное использование бюджетных средств, будет реализовывать международные соглашения и программы молодежных обменов, будет вести программную деятельность.

Это будет такой "корзиной", которая будет наполняться из разных источников. Там будет частичка государственных средств, гранты международных организаций, добровольные пожертвования. Действовать он будет в постоянном режиме. Поэтому любая организация сможет податься на проект, и получить средства, если победит. Это в десятки раз увеличит объем средств, выделяемых на молодежную политику,
– убежден Крулько.

Разработчики законопроекта надеются, что он будет внесен в Раду в ближайшее время. И что не случится ситуации, когда Минфин посчитает эти расходы неприоритетными. Ведь молодежь в Украине есть, она требует определенных затрат со стороны налогоплательщиков. И именно эти плательщики заинтересованы в том, чтобы поддерживался потенциал нашей молодежи. И чтобы благодаря внедрению нормальной действующей молодежной политики мы перешли от советско-пропагандистской системы к независимой украинской работе с молодежью.

Читайте также: Кардинальные изменения в системе образования: как будут учить украинцев