Оживит ли это назначение очистку власти от коррупционеров, что происходит с люстрацией в Украине и каковы ее перспективы – читайте в материале сайта "24".
Начало очистки власти
Очищение власти от чиновников, занимавших руководящие должности при президентстве Януковича, было первым требованием Майдана. Закон был принят под давлением общественности. Существует миф, что этот закон был раскритикован Венецианской комиссией. На самом деле в конечном отчете написано, что закон не нарушает права человека, а указаны лишь риски в его реализации.
Закон "об очищении власти" стал отправной точкой смены старых элит. Юрист Татьяна Козаченко, которая первой возглавила Люстрационный департамент Минюста, рассказала, что закон имел целью реанимировать государственное управление, и он сработал в первые 10 дней, когда недемократические должностные лица были уволены.
По ее словам, в этой части закон сработал на 98%.
Есть 2% лиц, которые до сих пор находятся на должностях, либо благодаря судебным, либо властным решениям,
– рассказала Козаченко.
Где закон не сработал
Татьяна Козаченко долгое время возглавляла Люстрационный департамент Минюста
В части имущественной люстрации закон провалился. Эта часть люстрации предусматривала проверку на соответствие доходов образу жизни чиновников.
Вина в этом возлагается на руководство Государственной фискальной службы, которая должна была реализовать нормы этого закона в части имущественной люстрации. Чиновники ГФС выполняли этот закон лишь формально. Дело в том, что закон предусматривал, что сам орган государственной власти должен самостоятельно очиститься, но безусловно, этого никто не собирался делать.
Согласно проверке, в органах ГФС на 2015 год работали более 42% лиц из руководящего состава, которые подлежали люстрации.
По мнению Козаченко, тогдашний руководитель фискальной службы Роман Насиров был обязан уволить этих чиновников, но не выполнял это решение, пока его подчиненные в судах не обжаловали решение Минюста о люстрации.
К тому же, люстрация не состоялась в судебном корпусе. По мнению некоторых общественных активистов, это стало возможным, потому что не была создана достаточная законодательная база. Но идея люстрации об отстранении от государственной службы одиозных судей осталась в судебной реформе.
Читайте также: Новоиспеченный главный люстратор Украины поделилась планами на должности
Люстрационный департамент
Люстрация в Украине официально закончилась в ноябре 2016 года. Около 1 тысячи чиновников были уволены, еще около 4 тысяч уволились по собственному желанию.
Новоназначенная глава Люстрационного департамента
Назначение Анастасии Задорожной на должность руководителя департамента никоим образом не оживит люстрацию, потому что это подразделение выполняет чисто технические обязанности по содержанию люстрационного реестра.
Люстрационный департамент никогда не имел полномочий заставить недобросовестных чиновников покинуть занимаемые должности.
Еще 7 лет (люстрация ограничивает занятие должностей на 10 лет – "24") кто-то должен следить, чтобы людей из люстрационного реестра не исключали. А также, чтобы эти чиновники не вернулись на государственные должности.
К тому же, департамент продолжит осуществлять анализ законодательства, мониторинг и поддержку судебных дел относительно люстрации.
Политолог Тарас Березовец отмечает, что люстрация имеет неполный успех, но ее функция фактически исчерпана. Он уверен, что теперь реализация люстрации в части отстранения чиновников, имеющих ценное имущество без достаточных доходов, ложится на плечи антикоррупционных органов.
С этим соглашается Татьяна Козаченко, которая утверждает, что "имущественную люстрацию" следует исключить из закона об очищении власти, так как она лучше реализована в антикоррупционных законах.
Для многих чиновников люстрационная проверка остается костью в горле,
– резюмировала юрист.
По ее мнению, люстрация все же выполнила поставленную цель.
Читайте также: Юная главная люстратор Украины: чем живет и какие фото публикует чиновница