23 ноября Президент Украины Петр Порошенко поручил Кабмину временно прекратить грузоавтомобильное и железнодорожное сообщение с Крымом. Правительство послушно запретило перемещение грузовых потоков на административной границе между Украиной и Крымом. А Премьер-министр Арсений Яценюк анонсировал официальное введение торговой блокады Крыма и поручил правительству во главе с Министерством экономического развития и торговли Украины "подготовить проект распоряжения правительства о конкретном перечне товаров, работ и услуг, которые могут предоставляться в Крым, и ввести соответствующий перечень товаров". Этот список планируют утвердить до конца ноября.

В идеале блокада Крыма должна служить инструментом давления на оккупационную власть полуострова, чтобы решить вопросы, поставленные крымскими татарами, а в перспективе — для возвращения Крыма Украине. Но не все так просто.

Что нужно сделать украинской власти, чтобы перевести блокаду в правовую сферу?

Верховная Рада должна принять соответствующий законодательный акт. Он даст основания для постоянного реагирования на ситуацию. В качестве документа с временным действием может быть принято постановление правительства, где будут прописаны права и обязанности органов государственной власти на линии административной границы. Но устного заявления (а именно его пока что имеем от Премьер-министра) явно не достаточно.

Какой это будет документ?

Скорее всего, в Верховной Раде не удастся ничего принять. Эксперты считают более вероятным вариант с принятием правительственного постановления.

Чем официальная блокада Крыма может угрожать Украине?

Из-за блокады полуострова пострадают украинские предприниматели, а, следовательно, бюджет не дополучит.

Также Россия в ответ может прекратить поставки атомного топлива, например. Кроме того, не стоит забывать про существующий контракт на поставки электроэнергии в Крым, где Украина имеет определенные обязательства.

Но самая большая опасность не в торговой блокаде, а в силовых методах борьбы. То есть: использование взрывчатки для подрыва электроопор или чего-нибудь другого международное сообщество может расценить как терроризм. А Украине такие эпитеты вовсе ни к чему.

Существует также еще менее утешительная мысль, что Путин сможет прибегнуть к военным провокациям, чтобы захватить какую-то часть украинских территорий для сухопутного доступа в Крым, если его "прижмут".

Почему правительство заговорило о блокаде только сегодня?

Потому что произошел конфликт (когда были повреждены опоры линий электропередач в Херсонской области), и Кабмин вынужден был отреагировать. Но на самом деле они с этим опоздали. Реагировать надо было тогда, когда активисты только заявили о блокаде. В конце концов, крымские татары блокадой Крыма привлекали внимание больше не российской власти, а именно украинской, потому что крымский вопрос медленно выпал из поля активного зрения украинской политики.

Более того, "скромное" молчание наших государственных руководителей в вопросе блокады Крыма смахивает на то, что никто из них не хочет брать ответственность на себя.

Какие товары запрещено перевозить?

По большому счету понять экономический смысл "запретного списка" правительству трудно, потому что железнодорожное сообщение с полуостровом уже прекращено, и не сегодня. С сентября прекращено и автомобильное сообщение. В частности, грузовики с товарами разворачивали и отправляли назад активисты блокады Крыма. Также запрещен был заход украинских судов в крымские порты. В частности, в Крым не возят бытовую технику, товары строительной отрасли, не поставляют ряд украинских готовых упакованных продуктов питания.

Поэтому это решение о формировании списка выглядит достаточно формальным, и остается только догадываться, что туда впишут.

Кто пострадает от полного запрета торговли с Крымом?

Жители Крыма пострадают с точки зрения дефицита необходимых товаров и услуг. Правда, морить их голодом никто не собирается. А вот бизнесмены (причем — с обеих сторон) могут частично или и вовсе потерять бизнес, ориентированный на отношения материк-полуостров.

В какую сумму можно оценить ущерб украинских участников рынка?

По официальным данным за первые 10 месяцев этого года из Украины в Крым было импортировано товаров и услуг на 19 миллиардов гривен, из них чуть более 8,7 миллиардов — за энергоносители. Итак, примерно такой суммы не досчитаются предприниматели в случае прекращения торговых отношений с полуостровом.

Как этот правительственный торговый запрет скажется на продуктовой блокаде Крыма активистами?

С одной стороны, это будет свидетельствовать о поддержке украинской власти крымским татарам, а также будет видно хоть какие-то конкретные шаги в направлении решения крымского вопроса. С другой — сама по себе блокада ничего не решит. Нужны переговоры между всеми заинтересованными лицами.

Какой может быть выход из ситуации?

Политологи и экономисты сходятся во мнении, что пресловутый закон о зоне свободной торговли в Крыму (№ 1636-VII) надо отменить как минимум. Как один из вариантов выхода из ситуации — предлагают введение специального налога для предпринимателей, желающих торговать с Крымом. А эти средства направить на решение проблемы нашего оккупированного полуострова.

Читайте также: Все, что нужно знать об энергетической блокаде Крыма