Большинство киевлян не хотят платить за въезд в центр столицы
О том, что центр города хорошо бы перекрыть шлагбаумами и установить плату за въезд, начали говорить в сентябре. Институт Горшенина провел телефонный опрос среди киевлян: готовы ли они платить за такое удовольствие. Оказалось, что почти 60% - не готовы. Автором инициативы является ГАИ Киева. Однако теперь там рекомендуют с вопросами обращаться в Киевскиую городскую государственную администрацию.
Говорить, что мы предпримем меры, которые будут связаны с ограничением, установкой шлагбаумов и сбором средств за проезд - это нереально,
- говорит заместитель председателя Киевской городской госадминистрации Михаил Костюк.
Зато в реализацию других платных проектов чиновники верят. В частности, речь идет о Кольцевой дороге вокруг столицы, построить которую не обещал перед выборами разве что ленивый. Обещаниям уже по меньшей мере шесть лет.
Большая кольцевая, убеждают специалисты Госинвестпроекта, уменьшит нагрузку на центр Киева на 20 тысяч автомобилей в день и сэкономит 20 минут времени для каждого водителя. Общая длина трассы - более 70 километров. Стоить строительство будет примерно 20 миллиардов гривен. Водители легковых автомобилей за проезд будут платить 6-15 гривен. Украшением этого чудо-пути должен стать мост через Днепр, длиной 700 метров.
В планах - несколько платных дорог
Кроме Кольцевой планируют построить ещё несколько платных дорог. Первыми в очереди магистрали: Краковец-Львов-Броды-Ровно, длиной почти 260 километров, дальше Щербаковка-Харьков-Новомосковск - более 200 километров, Одесса-Рени - 81 километр, и ещё три других. На шесть новых дорог нужно 90 миллиардов гривен.
Первые в очереди следующие магистрали:
1. Краковец—Львов—Броды—Ровно (258 километров).
2. Щербаковка—Харьков—Новомосковск (209 километров).
3. Одесса—Рени (81 километр).
4. Ульяновка—Николаев—Красноперекопск—Симферополь (533 км).
5. Днепропетровск—Запорожье—Мелитополь—Джанкой—Симферополь.
Учитывая ориентировочную стоимость новых автодорог в почти 100 миллиардов гривен, воплотить нечто подобное в Украине вряд ли удастся, - отмечают эксперты. Для бюджета это слишком большие деньги, а для инвесторов - серьезный риск. Ведь для того, чтобы дорога была окупаемой, ею в течение суток должны воспользоваться около 20 тысяч машин.
Платными нужно, прежде всего, делать международные магистрали, идущие с запада на восток и с севера на юг через нашу страну для того, чтобы ускорить транзит грузов и пассажиров,
- говорит доцент университета водного хозяйства и природопользования Анатолий Иванов.
Один из участков, дорогу Краковец—Львов—Броды—Ровно планировали построить с 1999 года. Был концессионер, то есть группа компаний, готовых взяться за реализацию проекта. Но замысел провалился: дорога не предусматривала высоких прибылей, потребовалась помощь государства, которое никаких гарантий не дает.
Альтернативные пути - обязательные
Шесть проектных дорог придется не просто совершенствовать, а строить. В Украине сегодня нет автомагистрали, которая полностью соответствовала бы стандартам платной, - констатируют эксперты. Так называемые автобаны, которые уже построили, могут претендовать разве что на роль объездных.
Обязательным условием строительства скоростных автодорог должно быть существование альтернативных путей, должны быть гарантии производителей на долгосрочное использование такой дороги и гарантированный скоростной авторежим,
- говорит исполнительный директор научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.
С каждого литра бензина, по закону, примерно три гривны шестьдесят копеек идет на ремонт дорог, с каждого литра дизтоплива - две гривны двадцать копеек. По данным Госкомстата только в августе этого года АЗС продали 322 тысячи тонн бензина и почти 190 тысяч тонн дизтоплива. Одна тонна - это 1300 литров бензина и 1250 литров дизельного топлива. Соответственно, только на ремонт дорог автовладельцы сдали около 2 миллиардов гривен.
Необходимость платить за проезд по дороге сторонники новации тоже объясняют обслуживанием и ремонтом дорог.
Это означает, что хотят провернуть следующую аферу: они хотят, чтобы платные дороги были более-менее нормального качества, а бесплатные будут ужасного качества и ими пользоваться никто не будет. То есть людей будут сознательно загонять на платные дороги,
- говорит руководитель общественного движения "Общественный контроль" Сергей Дубенко.
Так что вскоре водители будут платить дважды: сначала за бесплатные пути - в виде акцизов и сборов в госказну, а затем - непосредственно за проезд по платной дороге.