Именно физику с Полтавщины — Федору Пироцкому — впервые пришло в голову по проводам подвести электричество к рельсам, на которых стоял трамвай, чтобы оттуда оно поступало к мотору.

22 августа 1880 года, Петербург: для демонстрации изобретения Пироцкий выбрал самый тяжелый двухъярусный вагон конной железной дороги на 40 пассажиров. И он с легкостью двинулся без помощи животных.

Скорость составляла 12 километров в час. Жители города не верили своим глазам, газеты пестрели сенсационными заголовками о чудо-транспорте. Казалось, ничто не могло помешать техническому прогрессу.

Но нет же — владельцы конных трамваев решили любым способом помешать новоиспеченному конкуренту. Слишком много денег было вложено в лошадей. Трамвай радовал петербуржцев меньше месяца.

Разочарованный изобретатель опубликовал результаты опытов в Инженерном журнале и разослал его физикам из разных стран. Были среди них и немецкие братья фон Сименс. Ознакомившись с чертежами Пироцкого, они отправились в украинцу, чтобы встретиться с ним лично.

А уже через год, в 1881 году, фирма Siemens открыла первую в мире электрическую трамвайную линию по проекту изобретателя. Следующие 5 лет Западная Европа все трамвайные линии строила по принципу Пироцкого.

В украинскую столицу очередь дошла за 11 лет, и это при том, что для Киева электрический трамвай иногда был единственной альтернативой. Днепровские склоны настолько крутые, что с ними не могли справиться паровые трамваи — не то что конные. На современном Владимировском спуске даже шесть лошадей не могли поднять небольшой вагон с пассажирами.

В июне 1892 года с Владимирского спуска до улицы Садовской отправился первый электрический трамвай. Впоследствии начался настоящий трамвайный бум: за 9 лет такие машины появились в 15 городах империи.

Читайте больше о гордости Украины здесь.