Расстояние до предметов оценить корректно ты уже не способен. Ноги становятся ватными, и тебя даже начинает тошнить. Именно такой эффект дают так называемые "пьяные очки" (Drunk Busters Goggles). Они разработаны для того, чтобы водители могли в трезвом состоянии почувствовать, что их ждет, если надумают сесть за руль, употребив алкоголь. Именно в автошколах в первую очередь используют этот девайс.

В Европе водители примеряют такие очки во время обучения уже много лет. У нас они появились позже, однако за короткий период попали ко многим автошколам.

Год назад именно эти очки в пределах учебно-образовательной программы "Испытай себя в безопасности" совместно с Всеукраинским объединением автошкол представила компания "САН ИнБев Украина". Эта программа стала частью Национального проекта "Выпил? За руль не садись!" Это не первая акция: производитель пива пропагандирует ответственное потребление алкоголя и пытается различными способами достучаться до людей. До этого были плакаты с надписью: "Выпил? За руль не садись!" на АЗС и на эвакуаторах, которые везут изуродованные машины.

За последний год специальные очки и программные материалы передали в 160 автошкол, которые в целом ежегодно готовят более 100 тыс. водителей. В среднем на одном занятии присутствуют полусотни человек. В ближайшее время планируется внедрение тренинга "Испытай в безопасности" еще в 40-ка автошколах Украины.

"В борьбе с чрезмерным употреблением алкоголя нет мгновенного решения, проблема требует комплекса соответствующих мероприятий. Этот проект начали для профилактики управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения", – говорит председатель Всеукраинского объединения автошкол Илья Щербина.

Правоохранители осознают, насколько эффективна такая профилактика, поэтому программа внедряется при полном содействии Главного сервисного центра МВД.

Примерить "пьяные очки" интересно не только новичкам, их охотно надевают и опытные водители. В отличие от первых, они сначала воспринимают такие очки довольно скептически, считая, что смогут доказать способность даже в таких условиях выполнить задание. Мол: "Ок, изображение хуже, но мозг на самом деле трезвый, так что реакция у меня все равно не притуплённая!" А потом они убеждаются в том, что на самом деле с искривленным изображением не могут действовать так, как обычно. Пройтись прямой линией еще бы можно, а вот с волнистой — уже возникают трудности. Прикоснуться к пальцу преподавателя тоже оказывается сложной задачей. Именно такой "джентльменский набор" в автошколах, за руль даже на учебной площадке с инструктором рядом в "пьяных очках" учеников не пускают. Правда, кое-кто из журналистов и инструкторов все же попытался проехаться таким образом на тренировочной площадке. Выяснилось, что с "пьяными очками" ты не замечаешь, например, то, что происходит сбоку. Не можешь проехать на небольшой скорости "змейкой", выходит только цепляя конусы. И не успеваешь объехать "пешехода" (перед машиной бросают пластмассовый конус), который "вдруг выбегает на дорогу".

Врачи предостерегают: якобы даже незначительное количество спиртного может привести к трагедии. Ведь процесс распада алкоголя происходит не сразу, ты можешь еще чувствовать себя трезвым, но уже по дороге эти ощущения изменятся. Кроме того, на самочувствие влияют и другие факторы, которые не учитываются: выспался ли водитель перед тем, как выпил алкоголь, не принял ли таблетку, и тому подобное. Поэтому отмахиваться: "Да я немного выпил, доеду медленно" не стоит — реакция будет уже не та, а ситуации на дороге могут быть самые неожиданные. В конце концов, ты можешь быть и невиновным в ДТП, а вот обнаруженный алкоголь в крови может повлечь дополнительные проблемы.

"Мы верим в то, что ситуацию можно изменить к лучшему. Но для этого нужно много работать и объединять вокруг этой проблемы как можно больше людей. Очень распространено мнение, что проблему решат высокие штрафы, но мы считаем, что для формирования культуры и полноценного осознания ответственности, водителей нужно вооружить знаниями, которые позволят реально оценивать опасность вождения под воздействием алкоголя, не поддаваясь многим, знакомым нам всем, отговоркам и самоуспокоению. Для этого мы за 7 лет испытали много традиционных и инновационных каналов коммуникации, адресовали соответствующие месседжи разным аудиториям водителям, их близким, общественным активистам; привлекали лидеров мнений. Но все это время моей мечтой было введение полноценного тренинга в рамках учебного курса для водителей, ведь именно там можно не только получить надлежащий уровень внимания к материалу, но и обсудить вопросы, которые возникают и контролировать усвоение знаний. Я очень рад, что нам удалось объединиться с единомышленниками и вместе осуществить эту мечту, хотя и не во всех школах, но я надеюсь — это только начало", — говорит и.о. директора ОАО "САН ИнБев Украина" Денис Хренов.

Социальная инициатива: "Выпил? За руль не садись!" будет продолжаться, и в компании планируют увеличить количество "пользователей" спецочков. Среди вариантов: дать возможность пройти тестирование тем, кто покупает авто в салоне, а также — клиентам СТО. Ведь обычно такие посетители имеют время, пока ждут окончания оформления документов или завершения ремонта. И, как показывает опыт, водителям интересно посмотреть на мир сквозь "пьяные" очки. Следовательно, увеличится и количество тех, кто оценит свои способности управлять подшофе без риска для себя и окружающих.

Посмотреть, как испытывают "хмельные очки" в тернопольских автошколах можно по ссылке.