Об этом говорится в программе "Наши деньги с Денисом Бигусом".
Причина – установленные в законодательстве гарантии депутатской неприкосновенности, не предусмотренные Конституцией.
Читайте также: Почему депутаты выборочно лишают неприкосновенности коллег
Видеонаблюдение агента "Екатерины" за Бориславом Розенблатом по "янтарному делу" осуществлялось по решению суда на "контроль места".
Было постановление суда на проведение тех или иных следственных действий, аудио- и видеоконроля места. И все другие решения по оперативно-розыскных действий касались лиц, не обладающих иммунитетом,
– рассказал руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий.
Правоохранители также демонстрировали запись разговоров Максима Полякова со своей помощницей Татьяной Любонько в рамках "янтарного дела" и Евгения Дейдея с его "одолжителем" Игорем Линчевским в рамках дела о незаконном обогащении.
"Аудио взятое в законном порядке в отношении гражданина Линчевского, а те, кому он звонит, автоматически попадают под эту запись", – объяснял генпрокурор Юрий Луценко.
Руководитель регламентного комитета Павел Пинзеник ставил эти доказательства под сомнение.
В данном случае речь идет о записи разговора народного депутата Украины. Вы это прекрасно знаете, господин прокурор, наверное, лучше меня: осуществление негласных следственных (розыскных) мероприятий возможно исключительно, если на это дано согласие Верховной Рады Украины,
– заявил Павел Пинзеник.
На самом деле Конституция Украины предусматривает, что без согласия парламента депутата нельзя только привлечь к уголовной ответственности, задержать или арестовать. То есть фактически закон обязывает правоохранителей получать согласие парламента только со стадии сообщение депутату о подозрении.
Однако, в Уголовном процессуальном кодексе и Законе "О статусе народного депутата" депутатская неприкосновенность значительно расширена. Нормы УПК и Закона указывают, что правоохранители вынуждены получить согласие парламента даже на негласные следственные действия в отношении депутатов. Так, законодатели запретили без согласия Верховной Рады совершать в отношении себя любые действия, ограничивающие их права и свободы. В частности, обыскивать их, осматривать их вещи, жилье, транспорт и служебные помещения, нарушать тайну телефонных разговоров и переписки и тому подобное.
Читайте также: Почему ГПУ взялась за нардепов-коррупционеров только сейчас
"Мы что-то видим в Конституции о том, что нельзя проводить негласные следственные действия в отношении народных депутатов? Нету этого в Конституции! Сами же народные депутаты фактически расширили свой иммунитет", – констатирует руководитель проектов по конституционному праву Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко.
Из-за расширенных КПК и Законом гарантии депутатского иммунитета материалы негласных следственных мероприятий по делам Розенблата, Полякова и Дейдея, несмотря на их законное получение, может не принять суд.
Да, они законно собраны. Потому что негласные следственные действия осуществлялись с разрешения суда. На них попал внезапно народный депутат Украины. Это законное доказательство. Однако эта часть, которая касается народного депутата Украины, как доказательство в суде, будет признана недопустимой. Есть другие доказательства. Однако именно "негласка" может быть доказательством только в отношении сообщников, помощников,
– считает юрист Центра противодействия коррупции Андрей Савин.
На этом защитники депутатов будут делать особый акцент, считают и в БПП.
"Информация, собранная по "янтарному делу" по моему коллеге Розенблату, пока в судебном заседании будет оспариваться адвокатами, которые будут иметь право и основания так говорить: что это неподобающе собранная доказательная база. Я убежден, что это будет основной линией защиты", – сообщил народный депутат Иван Винник.
Читайте также: Розенблат – это типичное лицо украинского парламента, – Саакашвили
Изменить ситуацию и ограничить расширенную до абсолютной депутатскую неприкосновенности можно даже без изменений в Конституцию и поиска необходимых для этого 300 голосов.
"Измените КПК, измените регламент и Закон "О статусе народного депутата". Это позволит правоохранителям без согласия парламента осуществлять следственные действия в отношении депутатов к стадии сообщения им о подозрении", – объясняет Юлия Кириченко.
Кроме того, по мнению экспертов Центра политико правовых реформ, также следует предусмотреть в Конституции возможность задержания депутата без согласия парламента на месте совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.